Ольга Шатова
Взаимосвязь воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо начать уделять внимание уже в дошкольном возрасте, так как он является решающим в формировании фундамента здорового образа жизни. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Публикация «Взаимосвязь воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, со-кращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска до-полнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уде-лять необходимое внимание своему ребёнку.
Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Приступая к работе по оздоровлению, эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.
Основная цель взаимодействия с родителями : создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей.
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здоровьесбережение.
2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.
3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка – культура здоровья семьи. Поэтому залогом эффективности данной работы является тесное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, а также понимание того, что здоровый образ жизни должен стать стилем жизни самих взрослых – как педагогов, так и родителей.
Проведя анализ системы работы по физическому направлению с детьми нашей группы, выявив сильные стороны, нами было отмечено и ряд проблем.
Во-первых, между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, происходит преимущественно односторонняя инициатива в общении. Родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.
Во-вторых, изучение социального статуса семей наших воспитанников показало определенное количество неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, обременённость родителей вредными привычками, что также имеет негативные воздействия на здоровье ребенка.
Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях.
Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний и практическими рекомендациями.
Сначала было организовано анкетирование, которое позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять его здоровье и т. п.
В результате анкетирования родителей было выявлено, что они по отно-шению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:
- 1 группа родителей - недооценивают значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме;
- 2 группа родителей – считают необходимым воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта по данной проблеме, отсутствие времени из-за загруженности работой;
- 3 группа родителей - систематически занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для физического развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе воспитателя, занимают активную позицию в жизни детского сада.
Также в результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях по физическому развитию детей и практических умений по организации жизнедеятельности ребенка в домашних условиях.
Определив проблему, мы наметили основной путь ее решения.
Родители были привлечены к поиску необходимой информации в методической литературе, журналах, Интернете. Для обмена информацией мы создали «Уголок здоровья», в котором родители и воспитатели размещали наиболее актуальные материалы и консультации, такие как «Здоровый образ жизни», «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей», «Быть в движении - значит укреплять здоровье» и другие. Также по инициативе родителей в уголке была подобрана библиотека методической литературы по физическому развитию дошкольников, где родители имели возможность брать материалы для изучения на дом. Организовали выставку методической и художественной литературы, журналов, посвященных ЗОЖ, закаливанию, развитию физической активности.
Были подготовлены красочные презентации и буклеты на темы «Здоровый образ жизни», «Правильное питание – залог здоровья наших воспитанников», «Физкультура и спорт, двигательная активность в детском саду», «Прогулки зимой» и др. Для ознакомления родителей с формами организации совместной деятельности с детьми дома были предоставлены картотеки подвижных игр, комплексов утренних гимнастик, элементов дыхательной гимнастики, физминуток, речёвок, загадок о спорте и так далее, познакомили с дидактическими играми по данной теме.
Специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель –логопед, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, подготовили интересные вы-ступления.
Данная форма работы повысила желание родителей уделять особое внимание физической культуре в семье, обогатила теоретические знания о методах и приемах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни.
Приобретая теоретические знания, у родителей возникала необходимость применять их на практике и делиться полученным опытом с семьями группы. Поэтому была выпущена газета «Спорт – это здоровье», альбом «Опыт семейного воспитания».
Был организован конкурс рисунков детей и родителей о спорте и здоровом образе жизни. Также мы предложили семьям оформить фотоальбом «Я расту здоровым». Родителями были предоставлены фотографии выполнения утренней гимнастики и физических упражнений с использованием разнообразного спортивного оборудования в домашней обстановке.
Родители начали проявлять инициативу в организации двигательной деятельности не только дома, но и в группе. Совместно с родителями было изготовлено из бросового материала нетрадиционное физкультурное оборудование; провели спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Совместно с родителями было изготовлено из бросового материала не-традиционное физкультурное оборудование: разнообразные мишени для метания, коррегирующие коврики, гантели из пластиковых бутылок, и др. Также группа пополнилась детской художественной литературой и энциклопедиями, дидактическими играми, предметными и сюжетными картинками о спорте и здоровье, плакатами о строении человеческого организма, дидактическими играми на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
В результате проведённой работы в ДОУ была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность дошкольников.
Таким образом, изученная и проделанная мной работа подтверждает важность и необходимость её проведения в дошкольном учреждении. Выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, были достигнуты позитивные изменения:
• Улучшились показатели детей дошкольного возраста;
• Повысился уровень информационной компетентности, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросу здоровьесбережения;
• Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответ-ственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в ДОУ;
• Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей;
• Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития;
• Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.
Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни велась в двух направлениях: наглядно-информационное, практическое.
В рамках взаимодействия с родителями по формированию у дошкольников потребности в ЗОЖ использовали как традиционные, так нетрадиционные формы работы, среди которых:
1 анкетирование;
2 консультации, беседы;
3 семинары - практикумы
4 родительские собрания;
5 различные совместные мероприятия: КВН, совместные физкультур-ные досуги, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
6 наглядная агитация на тему охраны здоровья, тематические выставки;
7 рекомендации по питанию ослабленных и часто болеющих детей.
Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает нам, педагогам, делать процесс воспитания и развития детей более качественным. Также нужно отметить, что совместная работа по данному проекту способствовала сближению родительского коллектива группы, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Дети стали более компетентны в области собственного здоровьесбережения.