Мишина Мария Олеговна
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Публикация «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н. М. Амосова, О. И. Давыдовой, В. Г. Жданова, О. Л. Зверевой, П. Иванова, Я. А. Коменского, С. П. Семенова, Ф. Г. Углова, Д. Уотсона, Г. С. Шаталовой и др.
Выделяются основные принципы здорового образа жизни :
1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т. д.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя :
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Можно констатировать, что проблема укрепления здоровья и формирования ценностей здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейна, В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др. ;
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой и др. ;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. ;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой, И. А. Анохиной.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста».
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А. Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, О. Ю. Толстова, З. И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
В исследованиях Н. В. Бордовской, В. П. Озерова, СЮ. Толстовой, О. Л. Трещевой, С. О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В. П. Петленко и Н. Г. Веселова.
Перспективный план работы по развитию представлений у детей о правильном питании по проекту «Что мы едим».
(первый этап работы)
1 Чтение художественной литературы.
Чтение детям стихотворения З. Александровой «Очень вкусно пахнет щами…» и А. Кордашовой «За ужином»
2 Беседа на тему «О нашей пище».
Занятие по развитию речи детей. Конспект в приложении
3 Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Нужно назвать продукт и отнести его либо к полезной, либо к вредной пище.
4 Игра «Отгадай-ка».Разгадывание загадок на тему «Продукты»
5 Игра – упражнение «Приглашаем на обед».
Занятие по изобразительной деятельности на тему «Что мы любим кушать».
6 Сюжетно – ролевая игра «Мы обедаем».
Разыгрывается сцена из повседневной жизни детей. Нужно приготовить покушать и накормить свои семьи.
По итогам работы над проектом «Что мы едим» детям было предложено создать стенгазету по теме данного проекта. Дети активно включились в данную работу. Они совместно с родителями подготовили дома необходимый материал (вырезки из журналов, статьи) и красочно оформили стенгазету с одноименным названием «Что мы едим» в технике коллажа для детей, родителей и гостей группы.
Перспективный план работы по развитию представлений у детей о правильном питании по проекту «Растем здоровыми».
(второй этап работы)
1 Беседа на тему «Как правильно питаться».
Занятие по знакомству с окружающим миром, способствующее познавательному развитию детей.
2 Придумывание загадок на тему «Продукты».
Составление загадок на предложенные варианты продуктов питания (см. приложение).
3 Чтение познавательного рассказа «Зачем мы едим».
Чтение и обсуждение рассказа о пищеварении.
4 Занятие по изо-деятельности на тему «Витамины в тарелке»
Свободное творчество на заданную тему.
5 Дидактическая игра «лото».
Учить выделять пользу в продуктах питания.
6 Дидактическая игра «Сварим суп для куклы Кати».
Учить детей подбирать полезные продукты питания для приготовления пищи.
По итогам работы над проектом детям снова было предложено зафиксировать полученные знания в виде совместно выполненного плаката «Где найти полезные витамины?», на котором нашли свое место изображение полезных продуктов питания, содержащих большое количество витаминов. Данный плакат был особенно актуален в период обострения весеннего авитаминоза и служил наглядным пособием для информирования родителей по данному вопросу.
Для наибольшей успешности работы с детьми были использованы такие методы, как беседа, игры – упражнения, чтение художественной литературы, решение проблемной ситуации и т. п. Дети активно включились в работу, были очень заинтересованы, с любопытством выполняли поставленные перед ними задачи. Для большей успешности и учитывая возраст детей, все задания носили не только познавательный, но и игровой характер.
Список используемой литературы
1. Журавлева Т. Организация рационального питания детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - №1. – с. 36.
2. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы / Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170