Галина Глухова
Формирование эмоционального интеллекта в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДОУ
Дошкольное детство-это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Для этой стадии детства характерны :
-максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей.
-максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (духовных, материальных, познавательных);
-минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.
Публикация «Формирование эмоционального интеллекта в ДОУ» размещена в разделах
Без эмоций и чувств восприятие окружающего мира невозможно. Эмоции и чувства направляют детское внимание на важные события, они готовят детей к определённым действиям и влияют на их мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, дошкольники не в состоянии в полной мере понять свои потребности и мотивацию, а также эффективно общаться с другими детьми. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Говоря о личности, мы рассматриваем её как некий орган в структуре психики индивида, ответственный за принятие решений и их последствия. Отсюда становится ясно, что личностью не рождаются, ею становятся.
В дошкольный период у детей идет активное формирование эмоциональной сферы, развитие самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Эмоции можно рассматривать как «механизм, который приводит в движение все процессы, активизируя поведение, изменяя направленность и избирательность процессов, влияя на становление и расширение жизненного мира ребенка».
Мы, воспитатели, должны научить наших воспитанников умению регулировать своё эмоциональное состояние. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативноеразвитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания,эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Очень важно, чтобы ребёнок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно: контролировать свои чувства, сознательно влиять на свои эмоции; определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть; использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, эффективно общаться с другими людьми; распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Эмоциональный интеллект - это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Он является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности взаимодействия и поведения человека в обществе, и предполагает знание, понимание и управление своими чувствами и эмоциями, которые вследствие обеспечивают эффективное взаимодействие с окружающими людьми.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Развитие эмоционального интеллекта у детей способствует развитию навыка решения сложных ситуаций, которые могут возникать в течение жизни ребенка. Те дети, которые имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, не замыкаются в себе, могут находить легко находить общий язык со сверстниками и людьми старшего и младшего поколения, поскольку лучше понимают свои и чужие эмоции.
Главным центром развития эмоционального интеллекта является родительская семья. Грамотно выстроенные взаимоотношения родителя и ребенка являются залогом успешного становления личности. Крайне важно, чтобы родители обеспечили не только знание ребенком основных базовых эмоций : радость, грусть, страх, интерес, удивление, гнев, отвращение, но и понимание, как они проявляются и как можно ими управлять. Необходимо дать понимание того, что негативные эмоции имеют такое же важное значение, как и позитивные, что их можно испытывать и это совершенно нормально.
Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы умеете и готовы взять на себя ответственность, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще в детском возрасте. Развивая эмоциональный интеллект ребенка с рождения и уделяя особое внимание в дошкольном возрасте, мы способствуем развитию ребенка как гармоничной, успешной личности, которая сможет проявить себя на высоком уровне во всех сферах жизни.
Существует 7 базовых эмоций - это :
• радость,
• гнев,
• удивление,
• страх,
• призрение,
• брезгливость (отвращение,
• грусть.
Чтобы развить эмоциональный интеллект необходимо научить ребенка овладеть определенными способностями, а именно:
• Умение определять свои эмоции и признавать их – на начальных этапах развития эмоционального интеллекта проводником распознавания своих эмоций для ребенка должен стать взрослый. Нужно дать понять ребенку, что все его эмоции и чувства имеют право на существование. Как именно это показать ребенку? К примеру это может быть такая фраза – «Ты сейчас злишься, злиться это нормально. Я тебе сочувствую или мне жаль, что так вышло. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?», либо «Я вижу, что ты расстроен из за того, что Вася не дал тебе свою игрушку», либо, если ребенок чему то рад, он улыбается, здесь тоже нужно проговорить в слух какую эмоцию он испытывает на данный момент – «Я вижу, как ты радуешься, когда рисуешь. Ты улыбаешься».
• Способность контролировать свои эмоции – опять же таки, нужно учить ребенка проговаривать свои эмоции, иногда ребенок не понимает, что он испытывает в той или иной ситуации. Но когда ребенок осознает какую эмоцию он испытывает, особенно если это злость, обида, разочарование, градус напряжения сразу же снижается. Если у ребенка не будет возможности сказать о своей боли или досаде, он выплеснет ее другим способом – толкнет обидчика, отберет игрушку. Как правило дети, которые поступают именно так просто не умеют по-другому, их не научили выражать свои эмоции экологично для окружающих.
• Способность распознавать и признавать чувства других называется эмпатия. Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а так же растениям и животным. Но будут ли развиты задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. И здесь, опять же таки решающую роль играют взрослые (родители, педагоги, которые служат детям примером. Если педагог и близкие люди ребенка обладают высокоразвитой эмпатией, то они способны вырастить чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.
•
Cписок использованных источников.
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
3. Вильшанская А. Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции : методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. - М. : Школьная Пресса, 2011.
4. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии.
//Тонус. - 2000. - № 5.
5. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций : пособие для работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2007.
6. Данилина Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006
7. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М. : Учитель, 2014. - 204 c.
8. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М. В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ, 2016. - 757 c.
9. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М. : Сфера, 2010. - 160 c.
10. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. - М. : Академия развития, 2014. - 144 c.
11. Коробицина Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия
12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М. : АРКТИ, 1999.