Татьяна Власова
Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
Анализируются результаты диагностического исследования по выявлению уровня эмоционального интеллекта у старших дошкольников. В работе представлены критерии для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; приводится описание данных уровней. Результаты
исследования показали, что большинство детей имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта, они испытывают
затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний.
Дана интерпретация понятия «эмоциональный интеллект».
Темочки:
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старший
дошкольный возраст.
Одним из главных направлений развития современных детей
является формирование отзывчивости к чувствам и эмоциям других
людей, эмоциональной культуры, способности общаться со взрослыми
и сверстниками. Повышение уровня эмоциональности современных
жизненных условий определено ускоряющимися темпами жизни,
факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью
при отсутствии возможности к релаксации. Формирование
эмоционального интеллекта необходимо рассматривать как составную
часть воспитания детей. В соответствии с этим ФГОС дошкольного
образования выделяет приоритетные направления развития и
образования детей РФ, в котором содержится следующее:
«Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации.»[3]. Следовательно,
можно сделать вывод о том, что формирование эмоционального
интеллекта является одним из основных направлений российского
образования в области развития детей дошкольного возраста.
Изучению эмоционального интеллекта были посвящены
исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Л. С.
Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн
определили суть корреляции между интеллектом и эмоциями. Такие
ученые, как М. Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность
чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном
воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н. С.
Ежковой, И. Н. Андреевой, В. К. Загводкиным, Р. Нассером,
М. А. Нгуеном, Н. В. Соловьевой, В. С. Юркевич и др. Многие ученые
в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш. А. Амонашвили,
Л. И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др. ,
пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие
является важным условием для определения успешности развития
ребенка, и эффективной положительной социализации детей. Способность к эмоциональному интеллекту появляется в
дошкольном возрасте и свидетельствует об уровне развития личности
ребенка. От того, насколько развит эмоциональный интеллект у
дошкольника зависят его практические результаты в жизни:
эффективные и гармоничные отношения с другими людьми, ребенок
легче переживает неудачи и трудности в жизни, имеет постоянную
самомотивацию и желание достигать поставленных целей.
В последнее время появились различные подходы к изучению
эмоционального интеллекта человека. При этом формируются
различные определения данного понятия.
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» использовали
Питер Сэловей и Джон Майер, понимающие под ним способность
воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять,
ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и
эмоции других людей.
М. А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального
интеллекта, соответствующее старшему дошкольному возрасту:
«готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать
его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать
отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем»
[2].
Таким образом, эмоциональный интеллект рассматривается как
способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и
объяснять, готовность ориентироваться на другого человека, при этом
учитывая его эмоциональное состояние и на основе данных знаний
регулировать отношения с ним.
С целью экспериментального изучения особенностей
эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста,
нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В
эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.
Были использованы следующие методики: "Эмоциональная
идентификация" Е. И. Изотовой, «Изучение особенностей понимания
детьми основных эмоциональных состояний» И. О. Карелиной,
«Оценка эмоциональной ориентации ребенка на сверстника в детской
группе» И. О. Карелиной.
Целью методики Е. И. Изотовой было выявление особенностей
идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего
дошкольного возраста, индивидуальных особенностей
эмоционального развития. Методика И. О. Карелиной «Изучениеособенностей понимания детьми основных эмоциональных
состояний» имела своей целью определение уровня понимания
следующих эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость,
удивление, самодовольство, а методика «Оценка эмоциональной
ориентации ребенка на сверстника в детской группе» – выявление
особенностей проявления у ребенка старшего дошкольного возраста
эмоциональной ориентации на сверстника.
Для того, чтобы оценить уровень развития эмоционального
интеллекта у детей 5-6 лет, были использованы следующие критерии
[1]:
а) ситуативные особенности эмоциональной регуляции (степень,
адекватность, а также характер выраженности эмоциональной
окраски);
б) внеситуативные особенности эмоциональной регуляции
(характер эмоциональных отношений-чувств и преобладающий
эмоциональны фон);
в) наличие и особенности функционирования эмоциональных
механизмов (восприятие экспрессивных признаков-мимических,
понимание эмоционального содержания, вербализация эмоций,
идентификация эмоций и их воспроизведение.
Исходя из данных критериев, были разработаны общие уровни
развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет, а именно:
– высокий уровень – дети адекватно воспринимают и понимают
эмоциональные состояния, свои эмоции выражают свободно, такие как
мимика и пантомимика, контролируют их. Они имеют высокий объем
эмоциональных представлений и эмоционального опыта, они умеют
регулировать и выстраивать как свое, так и чужое эмоциональное
состояние;
– средний уровень – дети при восприятии и понимании
эмоциональных состояний испытывают затруднения, у них имеется
частичная локализация мимических признаков эмоциональных
состояний, недостаточно высокий объем эмоциональных
представлений и эмоционального опыта, при выстраивании и
регулировании своего и чужого эмоционального состояния имеют
незначительные затруднения.
– низкий уровень – дети понимают и воспринимают
эмоциональные состояния с трудом, произвольная мимическая
имитация эмоциональных состояний затруднена, объем
эмоциональных представлений, как и эмоционального опыта скуден. Дети не способны к выстраиванию и регулированию как своего, так и
чужого эмоционального состояния. Дети высоко эмоционально
напряжены.
По результатам первой методики было выявлено что у
большинства детей 5-6 лет сформирован низкий уровень
идентификации эмоций различных модальностей. У незначительного
количества детей был выявлен средний уровень идентификации
эмоций различных модальностей. И наименьшее количество детей
имело высокий уровень идентификации эмоций различных
модальностей.
В целом у детей данной группы преобладает низкий уровень.
Дети с трудом воспринимали и понимали эмоциональное состояние,
произвольная мимическая имитация эмоциональных состояний
затруднена. Объем эмоциональных представлений и опыта скуден.
Только малая часть детей принимали задание полностью, не все
проявляли интерес, по ходу работы допускали ошибки,
ограничивались беглым просмотром.
Результаты второй диагностики показал, что дети 5-6 лет имеют
в основном средний уровень понимания следующих эмоциональных
состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство.
Лишь незначительная доля детей имеют высокий уровень. В процессе
диагностики дети с высоким уровнем принимали и усваивали задачу,
удерживали ее в течении всей деятельности, внимательно слушая и
четко выполняя указания, не отвлекались по сторонам. Дети со
средним уровнем принимали задачу, но не удерживали ее в течении
всей деятельности. Дети с низким уровнем не были заинтересованы,
не принимали и не усваивали задачу.
Таким образом, у детей данной группы преобладает средний
уровень понимания следующих эмоциональных состояний: радости,
печали, страха, злости, удивления и самодовольства.
Результаты третьей методики – «Оценка эмоциональной
ориентации ребенка на сверстника в детской группе» показали, что в
группе имеется средний уровень эмоциональной ориентации на
сверстника.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что у детей старшего
дошкольного возраста в целом уровень идентификации эмоций
различных модальностей – низкий; уровень понимания следующих
эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство – средний, так же, как и уровень эмоциональной
ориентации на сверстника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изотова Е. И. Особенности идентификации эмоций у детей
дошкольного возраста / Е. И. Изотова. – М., 2003. – С. 163-164.
2. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен
// Ребенок в детском саду. – 2007. – №5. – С. 80-87.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / Интернет-источник: https://fgos.ru/