Получи документы

Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Власова
Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.

Анализируются результаты диагностического исследования по выявлению уровня эмоционального интеллекта у старших дошкольников. В работе представлены критерии для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; приводится описание данных уровней. Результаты

исследования показали, что большинство детей имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта, они испытывают

затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний.

Дана интерпретация понятия «эмоциональный интеллект».

Темочки:

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старший

дошкольный возраст.

Одним из главных направлений развития современных детей

является формирование отзывчивости к чувствам и эмоциям других

людей, эмоциональной культуры, способности общаться со взрослыми

и сверстниками. Повышение уровня эмоциональности современных

жизненных условий определено ускоряющимися темпами жизни,

факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью

при отсутствии возможности к релаксации. Формирование

эмоционального интеллекта необходимо рассматривать как составную

часть воспитания детей. В соответствии с этим ФГОС дошкольного

образования выделяет приоритетные направления развития и

образования детей РФ, в котором содержится следующее:

«Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

и к сообществу детей и взрослых в Организации.»[3]. Следовательно,

можно сделать вывод о том, что формирование эмоционального

интеллекта является одним из основных направлений российского

образования в области развития детей дошкольного возраста.

Изучению эмоционального интеллекта были посвящены

исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Л. С.

Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн

определили суть корреляции между интеллектом и эмоциями. Такие

ученые, как М. Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность

чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном

воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н. С.

Ежковой, И. Н. Андреевой, В. К. Загводкиным, Р. Нассером,

М. А. Нгуеном, Н. В. Соловьевой, В. С. Юркевич и др. Многие ученые

в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш. А. Амонашвили,

Л. И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др. ,

пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие

является важным условием для определения успешности развития

ребенка, и эффективной положительной социализации детей. Способность к эмоциональному интеллекту появляется в

дошкольном возрасте и свидетельствует об уровне развития личности

ребенка. От того, насколько развит эмоциональный интеллект у

дошкольника зависят его практические результаты в жизни:

эффективные и гармоничные отношения с другими людьми, ребенок

легче переживает неудачи и трудности в жизни, имеет постоянную

самомотивацию и желание достигать поставленных целей.

В последнее время появились различные подходы к изучению

эмоционального интеллекта человека. При этом формируются

различные определения данного понятия.

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» использовали

Питер Сэловей и Джон Майер, понимающие под ним способность

воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять,

ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и

эмоции других людей.

М. А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального

интеллекта, соответствующее старшему дошкольному возрасту:

«готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать

его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать

отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем»

[2].

Таким образом, эмоциональный интеллект рассматривается как

способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и

объяснять, готовность ориентироваться на другого человека, при этом

учитывая его эмоциональное состояние и на основе данных знаний

регулировать отношения с ним.

С целью экспериментального изучения особенностей

эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста,

нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В

эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.

Были использованы следующие методики: "Эмоциональная

идентификация" Е. И. Изотовой, «Изучение особенностей понимания

детьми основных эмоциональных состояний» И. О. Карелиной,

«Оценка эмоциональной ориентации ребенка на сверстника в детской

группе» И. О. Карелиной.

Целью методики Е. И. Изотовой было выявление особенностей

идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего

дошкольного возраста, индивидуальных особенностей

эмоционального развития. Методика И. О. Карелиной «Изучениеособенностей понимания детьми основных эмоциональных

состояний» имела своей целью определение уровня понимания

следующих эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость,

удивление, самодовольство, а методика «Оценка эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника в детской группе» – выявление

особенностей проявления у ребенка старшего дошкольного возраста

эмоциональной ориентации на сверстника.

Для того, чтобы оценить уровень развития эмоционального

интеллекта у детей 5-6 лет, были использованы следующие критерии

[1]:

а) ситуативные особенности эмоциональной регуляции (степень,

адекватность, а также характер выраженности эмоциональной

окраски);

б) внеситуативные особенности эмоциональной регуляции

(характер эмоциональных отношений-чувств и преобладающий

эмоциональны фон);

в) наличие и особенности функционирования эмоциональных

механизмов (восприятие экспрессивных признаков-мимических,

понимание эмоционального содержания, вербализация эмоций,

идентификация эмоций и их воспроизведение.

Исходя из данных критериев, были разработаны общие уровни

развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет, а именно:

– высокий уровень – дети адекватно воспринимают и понимают

эмоциональные состояния, свои эмоции выражают свободно, такие как

мимика и пантомимика, контролируют их. Они имеют высокий объем

эмоциональных представлений и эмоционального опыта, они умеют

регулировать и выстраивать как свое, так и чужое эмоциональное

состояние;

– средний уровень – дети при восприятии и понимании

эмоциональных состояний испытывают затруднения, у них имеется

частичная локализация мимических признаков эмоциональных

состояний, недостаточно высокий объем эмоциональных

представлений и эмоционального опыта, при выстраивании и

регулировании своего и чужого эмоционального состояния имеют

незначительные затруднения.

– низкий уровень – дети понимают и воспринимают

эмоциональные состояния с трудом, произвольная мимическая

имитация эмоциональных состояний затруднена, объем

эмоциональных представлений, как и эмоционального опыта скуден. Дети не способны к выстраиванию и регулированию как своего, так и

чужого эмоционального состояния. Дети высоко эмоционально

напряжены.

По результатам первой методики было выявлено что у

большинства детей 5-6 лет сформирован низкий уровень

идентификации эмоций различных модальностей. У незначительного

количества детей был выявлен средний уровень идентификации

эмоций различных модальностей. И наименьшее количество детей

имело высокий уровень идентификации эмоций различных

модальностей.

В целом у детей данной группы преобладает низкий уровень.

Дети с трудом воспринимали и понимали эмоциональное состояние,

произвольная мимическая имитация эмоциональных состояний

затруднена. Объем эмоциональных представлений и опыта скуден.

Только малая часть детей принимали задание полностью, не все

проявляли интерес, по ходу работы допускали ошибки,

ограничивались беглым просмотром.

Результаты второй диагностики показал, что дети 5-6 лет имеют

в основном средний уровень понимания следующих эмоциональных

состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство.

Лишь незначительная доля детей имеют высокий уровень. В процессе

диагностики дети с высоким уровнем принимали и усваивали задачу,

удерживали ее в течении всей деятельности, внимательно слушая и

четко выполняя указания, не отвлекались по сторонам. Дети со

средним уровнем принимали задачу, но не удерживали ее в течении

всей деятельности. Дети с низким уровнем не были заинтересованы,

не принимали и не усваивали задачу.

Таким образом, у детей данной группы преобладает средний

уровень понимания следующих эмоциональных состояний: радости,

печали, страха, злости, удивления и самодовольства.

Результаты третьей методики – «Оценка эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника в детской группе» показали, что в

группе имеется средний уровень эмоциональной ориентации на

сверстника.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у детей старшего

дошкольного возраста в целом уровень идентификации эмоций

различных модальностей – низкий; уровень понимания следующих

эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство – средний, так же, как и уровень эмоциональной

ориентации на сверстника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Изотова Е. И. Особенности идентификации эмоций у детей

дошкольного возраста / Е. И. Изотова. – М., 2003. – С. 163-164.

2. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен

// Ребенок в детском саду. – 2007. – №5. – С. 80-87.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования / Интернет-источник: https://fgos.ru/

Публикации по теме:

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Игра на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Какая эмоция?». [i]Эмоциональным интеллектом [/i]современная.

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 декабря 2024 в 20:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Власова (УИ 216308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД