Гуртякова Татьяна
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру посредством непосредственного общения с природой
Гуртякова Т. Н.
Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.
Публикация «Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру посредством непосредственного общения с природой» размещена в разделах
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.
Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогают познакомить ребят
ближе с природой. Мы вместе наблюдаем за сезонными изменениями природы в любое время года, описываем состояние погоды, учимся замечать красоту родного края, беречь и охранять ее.
Растения дендрария, сада позволяют весной любоваться
распусканием и цветением деревьев и кустарников, осенью- плодоношением и изменением окраски листьев, зимой- рисунком ветвей и кроны.
Планирую наблюдения в природе на темы : «Сентябрь-румянец осени», «Как путешествуют семена растений», «Унылая пора, очей очарованье», «Следы на снегу», «Мороз и солнце, день чудесный», «Где метелица мела», «Скатерть белая весь мир одела», «Февраль - вьюговей», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Здравствуй, солнце золотое», «Март – утро года», «У природы нет плохой погоды», «Апрель, апрель – на дворе звенит капель», «Ветер, ветер, ты могуч», «Пора зелени и птичьих песен», «Пернатые друзья», «Первые цветы». Во время прогулок предлагаю детям, например, описать небо, пофантазировать и сказать, на что похожи плывущие по небу облака. Это очень помогает развивать фантазию, речь детей, обогащать словарь.
На свежем воздухе использую подвижные игры, где необходимо знать повадки животных: «Наседка и коршун», «Мышеловка», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Бой петухов», «Воробьи и вороны», «Зайцы в огороде».
Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.
У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Первые мартовские проталинки не могут похвастаться яркими красками, зато как стремительно своими невидимыми смычками начинает весна удивительную симфонию цветения! Каждый день доносит до нас новые, светлые звуки. И повинуясь, дирижерской палочке весны, музыка природы становится радостной, солнечной разноцветной.
Провожу занятияи беседы: «Дохнул ноябрь осенним хладом», «Имя этому художнику - природа», «Жалобная книга природы», «Здравствуй, Весна красна!», «Лекарственные растения нашего края», «Учимся любить природу», «Охрана природы твоя обязанность», «Знаем ли мы правила поведения в природе?», «Природе нужна твоя помощь», Использую репродукции картин художников: Левитана, Саврасова, Шишкина, Поленова, Грабаря и др.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг
представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Произведения М. Пришвина «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Еж», «Ребята и утята» и др. Г. Скребицкого «Четыре художника», «На лесной поляне». Рассказы Е. Чарушина, Н. Сладкова, И. Соколова – Микитова.
Дети очень любят сказки В. Бианки о животных: «Кто чем поёт?»,
«Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей.
Использую физкультминутки, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природных явлениях, животных. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например: дым столбом – к морозу; воробьи дружно расчирикались – к оттепели; если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться; ворона хохлится – к дождю; ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Наши дети, прошлый выпуск, принимали участие в конкурсе чтецов «Люблю природу русскую» и занимали первые места.
Листопад - яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья, составляют из опавшей листвы букеты. Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся для гербария, поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.
Заботливое отношение к природе формируется тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом. Участие в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, предает им уверенность в своих делах, развивает ответственность за порученное дело. Осенью и весной
ребята принимают посильное участие в работе на пришкольном участке, помогая ухаживать за растениями, собирая выращенный урожай. Зимой дети участвуют в постройке горки, снежных фигур.
В классе организую экологическую деятельность по уходу за комнатными растениями. Знакомлю с названиями цветов, уходу за ними. Обращаю внимание детей на разнообразие форм, красок, оттенков, стараюсь научить восхищаться и любоваться цветами.
В свободное время закрепляю полученные детьми знания, в дидактических играх: «Детки, с какой ветки?», «Зоологическое лото», «Узнай по описанию», «Найди пару», «Цветик – семицветик», «Угадай кто это?». Предлагаю детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Отыскать хотя бы два совершенно одинаковых по цвету, по величине, и по форме. Найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый.
Свои впечатления от встречи с природой, ребята, отображают в самостоятельной творческой деятельности - лепке, рисунках, аппликации на следующие темы: «Вальс цветов, «Ваза с фруктами», «Загадки осени», «Букет из листьев», «Стоит Антошка на одной ножке», «Деревья родного края», «Осенний ковер», «Ворота отворяй, едет с поля урожай», «Сказки зимнего леса», «Зимние узоры», «Дыхание весны», «Первые цветы». Для эмоционального настроя можно использовать запись «Звуки природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум ветра, звуки леса, все это можно найти в интернете, музыкальные произведения П. И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди.
Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой,
вызывают у детей большой интерес. Дети учатся наблюдать за природными
явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными
явлениями, передавать свои впечатления. Ежедневная, систематическая
работа даст результаты, никто из ребят уже не сорвет без цели цветы, не
сломает ветку, не разорит гнёзда.
Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.