Зимнякова Л В
Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества…»
В. А. Сухомлинский.
О раннем интеллектуальном и личностном развитии детей споры идут уже не первое десятилетие. Исследования последних лет показали: маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем. При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить легкое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит счастливее, будет период школьного детства.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Мыслительные умения являются инструментарием, обеспечивающим овладение знаниями. Без них, как указывают П. А. Гальперин, А. Н. Леонтьева, А. И. ГАЕВ и другие, вообще невозможен процесс познания. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Роль математики в развитии интеллекта неоспорима. Вспомним, как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным, то есть необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого – поддержать интерес ребенка.
Согласно ФГОС ДО программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связано с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Так как я работаю в логопедической группе, формирование ЭМП необходимо сочетать с задачами логопедической группы и проводить систематическую углубленную работу, направленную на формирование у детей навыков согласования существительных с числительными. Дети произносят: «четыре палочек», «одна яблоко», «два яблоки» и т. д. Формы творительного и предложного падежей имен числительных. Дети допускают следующие ошибки: «двумями», «четырями», «тремями» и т. д. Поэтому работу проводила в теснейшей взаимосвязи с логопедом. Дети должны обговаривать, оречевлять свои действия: к двум кружкам мы прибавим один кружок и т. д.
Проводила дидактические игры «Чего не стало?» (не стало двух, трех матрешек, «На лесной полянке» (Каких зверей на полянке много). Учитывая то, что у детей моей группы характерна низкая работоспособность, у них страдают все виды памяти, является неустойчивым внимание, проводила занятие с быстрой сменой деятельности. Это занятия – путешествия: «В лес, полный чудес», «На морское дно к Морскому Царю», «В гости к козе с козлятами» и т. д. Для успешного усвоения материала и повышения активности детей использовала эффективные методы и приемы, такие как создание проблемных ситуаций, во время которых дети помогают сказочным героям: «Поможем Мальвине спасти Буратино», «Помоги Машеньке спасти братца Иванушку» и т. д.
В работе также широко использовала такие малые фольклорные формы как пословицы, поговорки, считалки, загадки.
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Дети выполняют различные упражнения: «Подпрыгни 7 раз на правой ноге», «Попади в третий обруч» и т. д., а также подвижные игры «Найди свой домик», «Найди пару», «Чья команда забросит больше мечей в корзину» и т. д.
Математика проникает в Художественно – эстетическое развитие. При рисовании предметов дети учатся располагать их на месте (внизу, вверху, справа и т. д.) Во время лепки делят кусок пластилина на необходимое количество частей.
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры. На развитие чувства ритма. Дети различают звуки, закрепляют навыки ориентировки в пространстве.
Освоение математических представлений продолжается в повседневной жизни. Во время прогулок вспоминаем время года, месяцы и т. д. Рассматриваем деревья, различаем их по высоте, ширине, играем в игры «Раз, два, три к низкому (высокому) дереву беги.»
Интеграция позволила объединить все виды детской деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. Моя задача – сделать занятия по РЭМП занимательными и интересными.
Из этого можно сделать выводы:
1. Интеграция глубоко перестраивает содержание образования.
2. Меняет методику работы с детьми.
3. Обеспечивает новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.