Хайруллина Миляуша
Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет - деловая игра:
«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников;
Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
Обобщение педагогического опыта овладения методикой нетрадиционных технологий в работе с детьми на занятиях по ФЭМП.
Формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей;
1. Вступительное слово ведущего:
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. На Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования отмечено, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная, моторная и другие.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
формирование навыков и умений учебной деятельности.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
С целью выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов, выявление более эффективных форм и методов работы для развития математических представлений у дошкольников проведем деловую игру «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
(Делимся на две команды)
1 станция: «Разминка»
Каждой команде предлагается решить 3 задания.
Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т. е. макс 3б.
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Принцип развивающего обучения
Принцип систематичности, последовательности и постепенности
Принцип активности и сознательности
Принцип учета индивидуальных особенностей
Принцип воспитывающего характера обучения
Принцип наглядности обучения
Принцип доступности
Принцип гуманизации и демократизации
Принцип связи обучения с жизнью
1. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени)
2. Перечислите методы, приемы используемые на занятиях по ФЭМП
(словесные, наглядные, игровые, практические, упражнения, проблемные ситуации, моделирование, вопросы, описание, показ предметов и действий и. т. д).
3. Перечислите современные педагогические инновационные технологии? (Дьенеш, Кюизенер, палочки Фребеля, Мантесори, соты Кайе)
4. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? (ярким, красочным, доступным, безопасным)
6. Какие учебные задачи по ФЭМП можно решить с помощью палочек Кюзенера? Что представляют собой логические блоки З. Дьенеша?
2 станция: «Информационная»
Домашнее задание: команды готовит сообщение
- из опыта работы педагогов ясельной группы по теме: «Развивающая среда по сенсорному развитию» (Гаязова Э. Р. и Хайрова Л. М.);
- из опыта работы педагогов подготовительной «А» группы «Развитие ЭМП посредством интеллектуальных игр» (Кашапова Г. Х.)
3 станция: «Аналитическая»
Выступление старшего воспитателя: отчет по тематической проверке
4 станция: «Отвечай-ка»
Командам предлагается несколько вариантов ответов. Игроки выбирают правильный ответ.
Оценка конкурса – 1б. за каждый правильный ответ
- Преемственность в работе ДОО с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.
1. Исключите неправильный вариант ответа:
«Творческий контакт ДОО и семьи обеспечивается благодаря следующим факторам:
А. Консультации и беседы о математическом развитии ребенка.
Б. Открытое занятие
В. Ширмы и папки – передвижки
Г. Консилиум
Д. Организация математических викторин для детей
2. Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту и в процессе знакомства с. (исключить неверное)
А. Учебниками по математике 1 класса
Б. Пространственными представлениями
В. Различными свойствами реальных объектов окружающего мира и их количественными отношениями.
Д. Художественной литературой
Г. Предметами - заместителями
3. Учитель, как и воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует.
А. специальные педагогические ситуации
Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления
В. Развивающие упражнения.
Г. Экспериментирование и моделирование
Д. Дидактические игры с математическим содержанием.
4. Родители не могут добиться успеха в математическом развитии детей при осуществлении знакомства ребенка с.
А. Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений
Б. Трехмерным пространством окружающего мира.
В. Формой и величиной реальных объектов окружающего мира.
Г. Учебниками по математике 1 класса.
Д. Временными ориентирами в естественных условиях.
5. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка?
А. Сознательности и активности
Б. Наглядности
В. Систематичности и последовательности.
Г. Научности
Д. Доступности.
6. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников :
А. Формирование системы ЭМП.
Б. Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности
В. Развитие конструктивной деятельности
Г. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.
Д. Формирование сенсорных процессов и способностей.
5 станция: «Мудрил-ка»
Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.
Оценка конкурса: максимум 2б.
Критерии: Точность и правильность ответа, полнота ответа.
1-й команде
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
2-я команда:
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок и спрашивает детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
- Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
- Какие ошибки были допущены воспитателем?
- Как нужно правильно организовать это занятие?
6 станция: «Развлекалоч-ка»
Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.
Командам предлагается перечислить :
1. Назовите формы досуговой деятельности в ДОУ.
2. Назовите формы проведения математических праздников.
3. Назовите формы проведения музыкальных праздников при интеграции с РЭМП.
Данный конкурс не оценивается, проходит в форме дискуссии, общения, рассуждения.
7. Станция: «Игралоч-ка»
Вносится “Черный ящик”
1. Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в черном ящике:
Этот предмет изобрел венгерский преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. (ЭрнеРубик – венгерский скульптор, преподаватель архитектуры изобрел кубик – рубик) (Игрушка, он один, а граней много, квадратной формы, можно поворачивать грани, вернуть первоначальное состояние)
Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться.
Оценка – за правильный ответ – 1 балл
Далее командам предлагается выбрать по “Черному ящику”, в которых лежат ненужные предметы.
Задание командам: придумать 5 и более способов использования этих предметов.
Подведение итогов деловой игры. Слово жюри.
9. Станция “Конечная”
Принятие решение педагогического совета.
Проект решения:
- Строить работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные инновационные методики, приемы и методы, в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОО и ФГОС;
- перенять опыт работы педагогов по ФЭМП к сведению;
- Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ЭМП, проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН;
- периодически обновлять уголки по ФЭМП дидактическим материалом; самодельными игровыми пособиями.
Используемая литература:
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду : Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 1998.
Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей дет. Сада. М., “Просвещение”, 1977.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 3 –е изд., испр и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод. Пособие /Аторы – сост. Н. В. Микляева, Л. Р. Болотина, Ф. С. Гайнуллова и др. – М. : Айрис- пресс, 2007.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1991.