Аббасова Севда
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 372.03
Аббасова С. З.
Abbasova S.Z.
Аббасова Севда Закир кызы, младший воспитатель, МАДОУ Д/с №164, Тю-мень, 89673833452, sevdaefendiyeva1972@mail.ru
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов
Formation of elementary mathematical representations in preschool children with the help of didactic game techniques
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Аннотация. В статье раскрыта проблема формирования элементарных мате-матических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидакти-ческих игровых приемов. Дидактические игры учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления у дошкольников.
Annotation. The article deals with the problem of forming elementary mathematical representations in preschool children with the help of didactic game techniques. Di-dactic games teach to operate with generalized representations, form logical structures of thinking in preschoolers.
Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, дидак-тические игры, математические знания, математическое развитие
Keywords : mathematical representations, preschool age, didactic games, mathematical knowledge, mathematical development
На сегодняшний день математика является важной дисциплиной как в школьном, так и в дошкольном образовании : с младших лет у детей закладыва-ются основные математические понятия и фундаментальные знания. Более того, научное познание зависит во многом от багажа знаний о математических законах. Дошкольники, изучая элементарные математические явления, получают первона-чальные знания. Проблема формирования элементарных математических пред-ставлений была рассмотрена такими научными деятелями, как Березина Р. Л., Бо-гоуславская З. М., Воронина Л. В., Михайлова З. А., Столяр А. А., Тихеева Е. И., Утюмова Е. А. и др. Исследования показали, что особую значимость приобретает совершенствование методов подготовки детей дошкольного возраста и формиро-вание математических представлений с помощью дидактических игр.
Формирование математических представлений – это целенаправленный про-цесс передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями [1]. Касаемо формирова-ния математических представлений, А. А. Столяр пишет: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элемен-тарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [5]. Следовательно, элементарные математические представления являются целе-направленным процессом, а математическое развитие следует рассматривать как сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка.
В период дошкольного возраста дети отличаются пластичностью психиче-ских процессов, чем обусловлена работа педагогов по формированию элемен-тарных математических представлений в данном возрасте. Тем не менее, игровая деятельность является у дошкольников ведущей. Более того, в дошкольном воз-расте происходит интенсивное развитие интеллекта, восприятия, памяти, других психических процессов. Важно отметить, что исследования отечественных психо-логов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяе-мые в дошкольном детстве формы познания имеют огромное значение для интел-лектуального развития ребенка в будущем [2]. Таким образом, формирование элементарных математических представлений тесно связано с интеллектуальным развитием человека в целом и будущем. Другими словами, если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом в дошкольном возрасте, то позже преодолеть возникающие недостатки в становление личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Педагогами используются различные методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников : наглядные, словесные, практи-ческие. Как правило, они применяются комплексно для достижения наилучших результатов. Дидактическая игра является так же способом формирования мате-матических представлений у дошкольников. Более того, это один из самых под-ходящих способов, так как у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.
Дидактические игры характеризуются тем, что обучающий замысел здесь принимает обличие игровой формы. Благодаря игровым действиям, ребенок по-лучает определенную порцию математических представлений. Дидактические иг-ры могут быть предметными, настольно-печатными, словесными. Какую бы ди-дактическую игру не выбрал воспитатель, она будет эффективным средством формирования элементарных математических представлений для дошкольников.
С целью формирования элементарных математических представлений у до-школьников могут применяться следующие формы дидактических игр [4] :
1. Игры-путешествия во времени.
2. Игры с цифрами и числами.
3. Игры на логическое мышление.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на ориентирование в пространстве.
Более того, на сегодняшний день разработано множество обучающих игр, формирующих новые знания у детей, которые нельзя получить из действительно-сти, так как они содержат абстрактные математические явления. Основная их цель – это подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий : «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм». В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Организация дидактических игр осуществляется в соответствии с задачей обучения и возрастом детей. Так же вос-питателю важно определить удобное время для проведения игры, выбрать место для игры, определить число играющих детей, подготовить качественный дидак-тический материал. Дидактические игры вариативны, могут усложняться по со-держанию и структуре, именно поэтому с ними удобно работать. При разработке и подборе дидактических игр для дошкольников следует прибегать к использо-ванию народных игр и сказок. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры, соревнования, поиск. Игры, содержание кото-рых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют аб-страгированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления. Ребенок вне иг-ры получает первоначальные знания, а в играх они уточняются, закрепляются и систематизируются.
Резюмируя вышеизложенное, стоит сделать вывод, что метод дидактических игровых приемов является подходящим и эффективным для формирования эле-ментарных математических представлений у дошкольников. Игры увлекают де-тей, дают возможность получать необходимые знания с детской заинтересованно-стью. Познавательное начало позволяет применить и усвоить новый опыт до-школьнику, а игровое начало обеспечивает игровую среду для применения зна-ний на практике, а также создает эмоциональное подкрепление.
Список литературы:
1. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технологии математического об-разования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: УРГПУ, 2017. – 289 с.
2. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин // Материалы к курсу лекций. – Москва: Издательство МГУ, 1978. – 118с.
3. Лобан Т. И. Теория и методика формирования элементарных математиче-ских представлений детей дошкольного возраста : краткий курс лекций в схемах и таблицах / Т. И. Лобан. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 81 с.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Москва: Педагогика, 2012. – 284с.
5. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
© Аббасова С. З., 2021