Приложение МААМ

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов

Аббасова Севда
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов
▼ Скачать + Заказать документы

УДК 372.03

Аббасова С. З.

Abbasova S.Z.

Аббасова Севда Закир кызы, младший воспитатель, МАДОУ Д/с №164, Тю-мень, 89673833452, sevdaefendiyeva1972@mail.ru

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов

Formation of elementary mathematical representations in preschool children with the help of didactic game techniques

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов» размещена в разделах

Аннотация. В статье раскрыта проблема формирования элементарных мате-матических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидакти-ческих игровых приемов. Дидактические игры учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления у дошкольников.

Annotation. The article deals with the problem of forming elementary mathematical representations in preschool children with the help of didactic game techniques. Di-dactic games teach to operate with generalized representations, form logical structures of thinking in preschoolers.

Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, дидак-тические игры, математические знания, математическое развитие

Keywords : mathematical representations, preschool age, didactic games, mathematical knowledge, mathematical development

На сегодняшний день математика является важной дисциплиной как в школьном, так и в дошкольном образовании : с младших лет у детей закладыва-ются основные математические понятия и фундаментальные знания. Более того, научное познание зависит во многом от багажа знаний о математических законах. Дошкольники, изучая элементарные математические явления, получают первона-чальные знания. Проблема формирования элементарных математических пред-ставлений была рассмотрена такими научными деятелями, как Березина Р. Л., Бо-гоуславская З. М., Воронина Л. В., Михайлова З. А., Столяр А. А., Тихеева Е. И., Утюмова Е. А. и др. Исследования показали, что особую значимость приобретает совершенствование методов подготовки детей дошкольного возраста и формиро-вание математических представлений с помощью дидактических игр.

Формирование математических представлений – это целенаправленный про-цесс передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями [1]. Касаемо формирова-ния математических представлений, А. А. Столяр пишет: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элемен-тарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [5]. Следовательно, элементарные математические представления являются целе-направленным процессом, а математическое развитие следует рассматривать как сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка.

В период дошкольного возраста дети отличаются пластичностью психиче-ских процессов, чем обусловлена работа педагогов по формированию элемен-тарных математических представлений в данном возрасте. Тем не менее, игровая деятельность является у дошкольников ведущей. Более того, в дошкольном воз-расте происходит интенсивное развитие интеллекта, восприятия, памяти, других психических процессов. Важно отметить, что исследования отечественных психо-логов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяе-мые в дошкольном детстве формы познания имеют огромное значение для интел-лектуального развития ребенка в будущем [2]. Таким образом, формирование элементарных математических представлений тесно связано с интеллектуальным развитием человека в целом и будущем. Другими словами, если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом в дошкольном возрасте, то позже преодолеть возникающие недостатки в становление личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Педагогами используются различные методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников : наглядные, словесные, практи-ческие. Как правило, они применяются комплексно для достижения наилучших результатов. Дидактическая игра является так же способом формирования мате-матических представлений у дошкольников. Более того, это один из самых под-ходящих способов, так как у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

Дидактические игры характеризуются тем, что обучающий замысел здесь принимает обличие игровой формы. Благодаря игровым действиям, ребенок по-лучает определенную порцию математических представлений. Дидактические иг-ры могут быть предметными, настольно-печатными, словесными. Какую бы ди-дактическую игру не выбрал воспитатель, она будет эффективным средством формирования элементарных математических представлений для дошкольников.

С целью формирования элементарных математических представлений у до-школьников могут применяться следующие формы дидактических игр [4] :

1. Игры-путешествия во времени.

2. Игры с цифрами и числами.

3. Игры на логическое мышление.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на ориентирование в пространстве.

Более того, на сегодняшний день разработано множество обучающих игр, формирующих новые знания у детей, которые нельзя получить из действительно-сти, так как они содержат абстрактные математические явления. Основная их цель – это подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий : «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм». В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Организация дидактических игр осуществляется в соответствии с задачей обучения и возрастом детей. Так же вос-питателю важно определить удобное время для проведения игры, выбрать место для игры, определить число играющих детей, подготовить качественный дидак-тический материал. Дидактические игры вариативны, могут усложняться по со-держанию и структуре, именно поэтому с ними удобно работать. При разработке и подборе дидактических игр для дошкольников следует прибегать к использо-ванию народных игр и сказок. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры, соревнования, поиск. Игры, содержание кото-рых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют аб-страгированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления. Ребенок вне иг-ры получает первоначальные знания, а в играх они уточняются, закрепляются и систематизируются.

Резюмируя вышеизложенное, стоит сделать вывод, что метод дидактических игровых приемов является подходящим и эффективным для формирования эле-ментарных математических представлений у дошкольников. Игры увлекают де-тей, дают возможность получать необходимые знания с детской заинтересованно-стью. Познавательное начало позволяет применить и усвоить новый опыт до-школьнику, а игровое начало обеспечивает игровую среду для применения зна-ний на практике, а также создает эмоциональное подкрепление.

Список литературы:

1. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технологии математического об-разования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: УРГПУ, 2017. – 289 с.

2. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин // Материалы к курсу лекций. – Москва: Издательство МГУ, 1978. – 118с.

3. Лобан Т. И. Теория и методика формирования элементарных математиче-ских представлений детей дошкольного возраста : краткий курс лекций в схемах и таблицах / Т. И. Лобан. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 81 с.

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Москва: Педагогика, 2012. – 284с.

5. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.

© Аббасова С. З., 2021

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов
Опубликовано: 13 марта 2021 в 12:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых приемов» (включая файлы) размещена пользователем Аббасова Севда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД