Ольга Головастая
Конспект занятия по ФЭМП «Математический знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений. Познавательно — речевое. «Математический знайка».
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Математический знайка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Закреплять знания о числовом ряде, геометрических фигурах, составе числа, пространственных представлениях, в умении составлять и решать задачи. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, измерении длины с помощью линейки, умении находить закономерность. Совершенствовать знание правил поведения в природе. Закреплять умение использовать обобщающие слова.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, собранность, организованность.
Материал и оборудование. ИКТ Картина леса с его обитателями (животные, птицы). Счетные палочки. Картинка-образец «Волшебные клеточки. Ключ» Группы геометрических фигур по цвету, по форме, по размеру. Листы нелинованной бумаги, листы бумаги в крупную клетку. Камни, на каждом по цифре от единицы до девяти. Линейки. Простой и цветные карандаши. Логические таблицы. Метла Бабы Яги с заданиями на осенних листьях. Медали «Математический знайка». Макет «Город Числоград». Волшебные веревочки. Листы с геометрическими фигурами, «домики зверей». Листы с домиками «состав числа», дорога с ячейками.
Ход НОД
В. Ребята, сегодня к нам в гости прилетает наш друг Тим.
Организационный момент. Пальчиковая и физкультурная гимнастика.
Смотрите – в небе самолёт,
А в самолёте том пилот,
Штурвалом ловко управляет,
И между облаков летает.
Под самолётом то гора,
То лес дремучий, то тайга,
То в небо пялится народ,
То зайцы водят хоровод.
(Звучит голос с диска)
Т. Здравствуйте, дорогие мои друзья! Я возвращался к вам из Африки, но на пути
Встретилась Баба Яга, в гости меня заманила, а теперь не отпускает.
Б. Я. Ха-ха-ха! Будет Тим у меня жить и учиться в «Лесной школе».
В. А как же мы? Ведь Тим наш друг!
Б. Я. Если хотите увидеть Тима, то вам придётся хорошо потрудиться. Выполнить мои сложные
задания. Вы готовы? Желаю вам успеха, ребятушки. А задания доставит моя волшебная метла.
В. Ребята, будем выручать друга?
Д. Да! Друг познаётся в беде. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
(Слышится свист ветра. Воспитатель получает метлу Бабы Яги, а на ней прикреплены листья деревьев с заданиями.)
(Воспитатель снимает с метлы листок, уточняет, что листок дубовый и читает первое задание. Аналогично поступает перед каждым заданием)
Задание 1. Работа с числовым отрезком.
В. Скоро вы пойдёте в школу. Умеете ли вы считать в пределах десяти в прямом порядке, в обратном порядке, а также с указанными ориентирами (от 2 до 9; с 3 до 10; от 9 до3; от 7 до 2
Д. Выполняют задание в парах с взаимоконтролем.
Задание 2. Преодоление препятствий.
В. Можете присесть на свои места и приступить к выполнению заданий дальше, но дорога завалена камнями, надо их разобрать и выстроить дорогу заново. Возьми камень с цифрой, обозначающей число 5 и поставь в нужную ячейку, камень с цифрой стоящей между 6 – 8, (спереди, между, за.)
(Дети выполняют задания и присаживаются на места).
Задание 3. Игра «Числоград».
В. В нашей «Лесной школе» есть волшебная страна математика, а столица ее - город чисел «Числоград.» Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа-соседи, которые в сумме дают число – номер дома. Заселите домики числами. (Два ребёнка выполняют задания у доски, остальным детям задания распределяются с учётом их индивидуальных возможностей.)
Д. В домике числа 7 на одном этаже живут числа 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4; 4 и 3; 5 и 2; 6 и 1.
В. Молодцы, ребята. А из наших домов выстроим улицу в городе Числограде. Как вы предлагаете её назвать?
Д. Ответы детей.
Занятие 4. Страна геометрических фигур.
В. У крыльца «Лесной школы» висит почтовый ящик. Однажды жителям леса почтальон - сорока вручила конверт, открыли его, а там – необычные, разноцветные фигуры.
(Воспитатель вывешивает фигуры на доске.)
В. Что вы можете сказать об этих фигурах?
Д. Это геометрические фигуры. Квадрат – большой, красный, квадрат. Трапеция – маленькая, синяя, трапеция и т. д.
Воспитатель предлагает нарисовать символы (размер, цвет, форму) каждому ребёнку к своей геометрической фигуре (задание индивидуальное)
Задание 5. Смекалка и внимание.
(Задание выполняется на ковре, дети объединяются по подгруппам)
В. Ребята, возьмите волшебные верёвочки, слушайте и выполняйте инструкцию. Из веревочек можно строить, моделировать разные фигуры: постройте треугольник, трапецию, ромб, круг…
Задание 6. Игра «Бывает – не бывает».
(Воспитатель задаёт вопрос, на который надо ответить: бывает – хлопки в ладоши, руки вверх; не бывает – хлопки по коленям.)
В. Бывает круг с тремя углами? Бывает у машины два руля? И т. д.
Задание 7. «Жилище зверей».
Наши лесные жители заботятся о своём жилище. Это домики наших зверей. Измерьте, пожалуйста, стороны геометрических фигур-домиков и запишите результат.
(Самостоятельная работа с индивидуальным заданием – модулями жилища зверей.)
Задание 8. Логический ряд В. Друзья, Баба Яга приглашает нас в «Лес». Я предлагаю вам сделать для всех лесных жителей одеяло. Пусть они укроются ими в холодный зимний вечер. А для Бабы Яги – красивые бусы. Начинаем нанизывать бусы от бантика.
(Раздаю каждому карточку «Логический ряд» с индивидуальным неповторимым рисунком).
В. Рассмотрите внимательно таблицы, найдите закономерность и выполните задание.
Д. Фигуры идут парами – два круга. Два квадрата. Первая из двух фигур без точки внутри, а вторая с точкой. Поэтому надо дорисовать треугольник с точкой внутри. И т. д.
Задание 9. В зимний лес.
В. (читает) А теперь отправляйтесь в лес. Посмотрите, какая там красота! Может вам захочется оставить Тима у меня?
В. Ребята, одевайтесь тепло.
(Дети имитируют одевание).
В. Идём тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивайте через пни, раздвигайте ветки.
В. Красиво в лесу?
Д. Очень.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.
Д. Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он свою добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
В лесу тишина и покой,
А нам пора уже домой.
В. Ребята, вспомните правила поведения в лесу.
Д. - В лесу не шуметь, не пугать птиц и зверей.
-Не сорить, соблюдать чистоту.
-Ветки не ломать, цветы не рвать, сохранять природу.
-Не разводить костёр, беречь лес от пожара.
В. Ребята, Баба Яга мне по секрету сказала, что метлу себе она смастерила из веток берёзы,
а эти ветки ей достались после стрижки берёзок.
В. Ребята, давайте вспомним пословицы о лесе.
Д. -Лес богатство и краса, береги свои леса.
-Враг природы тот, кто леса не бережёт.
-Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Д. И. «Четвертый лишний».
(Работа с наглядным материалом)
В. Назовите, кого вы видите на лесной полянке?
Д. Это клёст, тетерев, глухарь, дятел, сова. Всё это дикие птицы. Потому что они живут в лесу, сами заботятся о себе и о своей семье: строят гнёзда и добывают пищу.
В. Почему-то утверждают, что здесь есть кто-то лишний. Кто это?
Д. Сова - она днём спит, а ночью летает.
Д. Клёст – выводит птенцов зимой.
Д. Куропатка прячется от мороза в снег.
В. Кто ещё живёт в лесу?
Д. Медведь, волк, олень, лиса, белка, заяц и т. д., дикие животные.
В. Кто здесь лишний?
Д. Медведь – он впадает в спячку и зимой у него появляются медвежата.
Д. Белка – живёт в дупле на дереве.
Д. Лиса заметает следы хвостом и т. д.
Д. И. Назови - не ошибись.
В. Предлагаю посмотреть и сказать, какие деревья растут в нашем лесу.
Д. В лесу растут сосны, кедры, пихты, ели, осины, берёзы.
В. Чего в лесу больше?
Д. Деревьев.
В. Какие деревья растут в сосновом бору?
Д. Сосны, кедры, пихты.
В. На каких деревьях растут шишки?
Д. На кедре, на сосне, на ели.
Задание 8. Весёлые задачки.
В. В «Лесную школу» иногда забегает зайчишка. Но очень сложно ему даётся решение задач.
А как для вас, ребята, по плечу это задание? Предлагаю вам составить задачу и решить её, решение записать в тетрадь.
(один из детей решает задачу у доски для самоконтроля)
Д. На дереве сидело 5 сорок, к ним прилетело 2 вороны. Сколько птиц стало сидеть на дереве?
Решение : 5+2 = 7. Ответ: всего 7 птиц.
Задание 9. Путешествие по клеточкам (графический диктант).
В. Остался последний листок с заданием.
Возьмите листы бумаги в крупную клетку и карандаш. Внимательно слушайте и выполняйте инструкцию.
Д. У нас получился ключ!
Б. Я. Откройте дверь моей избушки и ваш друг будет с вами. Со всеми заданиями вы справились.
Вы умные, внимательные и трудолюбивые ребята.
(встреча Тима с ребятами)
Т. Спасибо, ребята, вы настоящие друзья!
Д. Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.
Рефлексия
В. Чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым интересным?
Д. Больше всего нам понравилось выручать Тима. Выполнять графический диктант. Ответы детей.
В. Ребята, вы настоящие друзья и математические знайки.
Т. Я вас награждаю медалями «математический знайка». Всем спасибо!
(звучит детская музыка, дети общаются, танцуют)