Светлана Жукова
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
Известно, что игра занимает важное место в жизни дошкольника. Она охватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Мне хорошо известно, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это наиболее значимый вид деятельности ребенка, игра очень важна для всестороннего развития личности ребенка. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к миру. Чувство, эмоции ребенка углубляются и уточняются.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дети не ставят в игре каких-то целей, главная цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Игра это потребность развивать растущий детский организм. В игре развиваются мышление, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать уступать помогать друг другу, расширяются впечатления, представления, о развивающих играх. Игра для ребенка это и учеба, и труд, посредством игры вырабатывается серьезная форма воспитания. Игра – драгоценный опыт, как способ познания окружающего мира.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
В математике заложены огромные возможности для развития логического мышления детей с самого раннего возраста. Формирование и развитие логических структур мышления осуществляется постепенно, учитывая возраст детей следовательно, упущения здесь трудно восполняются.
Работая с детьми старшего возраста, особое внимание уделяется подготовке детей к обучению в школе.
Но часто наблюдается в работе с детьми проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Эту не простую задачу помогает решить использование дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Для успешного математического развития детей необходимо не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Именно по этому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, я широко использую занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка. В дошкольном возрасте у детей формируются элементы логического мышления. С целью развития у детей умения рассуждать, делать свои умозаключения, применяются такие игры как: «Ассоциации», «Угадай, что загадали», «Помоги кошке добраться до мышки», и другие. В своей работе с большим удовольствием я использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность своих суждений. Эти замечательные загадки мы решаем каждый день, опираясь на картотеку таких заданий. Детям очень нравится не только отгадывать, но и самим сочинять загадки, задачки, при этом у детей совершаются сложные мыслительные операции.
Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые ему в дальнейшем развитии.
Для организации самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы я оформила уже в средней группе уголок «Юный математик".
При этом были поставлены задачи:
* развивать у детей интерес к элементарной математической деятельности вне занятий;
* воспитывать потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения играми.
В уголке я разместила следующий материал :
* фланелеграф (стационарный) с набором геометрических фигур;
* счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных;
* игры на передвижение «Составь ряд из геометрических фигур,» " Составь шашечное поле ".
* игра "Квадрат Воскобовича".
* кубики Никитина "Сложи узор", мозаика "Сложи узор";
* логические блоки Дьенеша;
* цветные палочки Кюизенера;
* развивающие игры : "Танграм","Колумбово яйцо", "Волшебный круг",
"Вьетнамская игра".
*«Волшебные фигуры»
* «Какая фигура следующая»
* «Рамки-вкладыши Монтессори" и т. д.
Мне хорошо известно значение семьи, которая может и должна участвовать в подготовке детей к обучению. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к проведению развивающих математических игр поможет решить ряд педагогических задач.
В конце сентября в старшей группе я подготовила и провела консультацию для родителей на тему: «Развивающие игры в домашних условиях». В конце года провела итоговое родительское собрание по теме: "Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников".
Подготовила рекомендации по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье. Оформлена выставка развивающих игр :
* «Волшебный круг»
* «Веселые цифры»
* «Волшебные фигуры».
С помощью дидактических игр удаётся сконцентрировать внимание и вызвать интерес даже у застенчивых детей дошкольного возраста. В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.
В работе с родителями организации досуга детей, как развивающие игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
Благодаря широкому применению познавательных дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. У детей появился живой интерес к процессу познания, они стали более развиты в умении самостоятельно мыслить, в умении доказывать правильность суждений, сформатировались и усовершенствовались общие умственные способности, логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления.
Главная наша цель – вырастить детей здоровыми, умеющими думать, принимать самостоятельные решения, развивать психические процессы, что является основой успешного обучения в школе.