Татьяна Киршина
Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать
Цель дошкольного экологического образования и воспитания начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.
• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как части природы.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
• Воспитание у детей активной жизненной позиции.
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
На первом году обучения (возраст детей 3 – 4 лет) следует помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Они не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обучения (возраст детей 4 – 5 лет) работа несколько усложняется: продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога, но четырехлетние дети уже способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии.
На третьем году обучения (возраст детей 5 – 6 лет) ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
На четвёртом году обучения (возраст детей 6 – 7 лет) дети имеют большой багаж представлений о природе. Им доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм : непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе.
Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок, способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, белоствольные берёзки, черёмуха, рябина. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании.
Мною был составлен перспективный план, в который включают конкретные формы работы, направленные на воспитание экологической культуры. Целенаправленная работа, осуществляемая в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию ценности всего живого, расширить кругозор.
Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Необходимо научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.