Хрипунова Алла Антоновна
Конспект занятия по формированию экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи экологического воспитания
Формировать экологические представления о связях и зависимостях в природе; закрепить обобщенные представления о растениях.
Причинно-следственные связи и зависимости:
- формирование представлений о связи растений и животных со средой обитания, о многофункциональной приспособленности к ней;
Публикация «Конспект занятия по формированию экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- формирование представлений о связях между строением и способом передвижения животных, строением клюва птиц и способом питания, строением и способами защиты животных от врагов;
- установление связей между сезонными изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.
При изучении лексических тем природоведческого содержания необходимо знакомить детей с основными биологическими закономерностями:
-взаимосвязь организма и среды;
-многообразие и единство живых организмов;
-рост и развитие живых организмов.
Вопросы и задания к детям во время наблюдений на прогулках
- Как можно назвать погоду, когда идет снег?
- Я вижу, что день сегодня солнечный, ясный, ты согласен?
- Какой стебель у одуванчика, что ты о нем знаешь?
- Найди на полянке цветущие одуванчики (отцветшие).
- Чем отличаются эти одуванчики?
- Как назвать нераспустившийся цветок одуванчика? (бутон)
- На что похожи семена одуванчика? Подумайте, почему их называют парашютиками?
- С какого дерева упали эти листья?
- Послушайте осенние звуки, как шумят и шуршат осенние листья, какой звук издает дождь?
- Какими словами можно казать о песенке дождя? (барабанит, стучит, шумит, капает и т. д.)
- Дождь – это хорошо или плохо?
- Как сказать про небо, если на нем нет облаков? (безоблачное)
- Какими словами можно рассказать о небе, если на нем есть облака, какое оно?
- Посмотрите на облака и расскажите, на что они похожи?
- Давайте, назовем слова о небе, какое оно?
- Как узнать, в какую сторону дует ветер? (слабый или сильный ветер)
- Подойдите к дереву, у которого листья перистые (овальные, похожи на ладошку и т. д.)
- Как назвать явление, когда с деревьев падают листья? (листопад)
- Посмотрите на веточки ивы и догадайтесь, почему их сравнивают с косами?
- Посмотрите на лужу, что с ней произошло? С чем можно сравнить лед?
Чем лед и стекло отличаются и чем похожи?
«На заре на розовой лужу подморозило. Ой, звучно под ногами хрустнуло!»
- Какими словами можно сказать про лед, какой он? (прозрачный, ломкий, хрупкий, твердый, тонкий, блестящий и т. д.)
Художественная литература
Художественная литература природоведческого содержания играет огромную роль как средство и метод логопедического воздействия.
Многообразие жанров позволяет гибко использовать содержание литературных произведений для решения целого ряда задач.
Произведения И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, Г. Ладонщикова и других авторов можно использовать для решения речевых и экологических задач.
В этих произведениях доступно, в художественной форме отражены основные явления и взаимосвязи в природе, как отражение звеньев экологических проблем.
Экологические сказки Н. В Нищевой «Как сорока клеста судила», «Как кузнечик помогал слабым» помогают понять биологические закономерности.
В. Бианки в своих произведениях отражает экологические связи в животном мире, показывает способы приспособления к среде обитания, способы защиты, взаимосвязи между строением и передвижением, строением и способом питания и т. д.
(«Первая охота», «Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил»)
Пословицы, поговорки о природе
«Растения-земли украшения»
«Зеленый наряд радует взгляд»
«Май леса наряжает,
лето в гости приглашает»