Лихоманова Надежда
Формирование выразительной устной речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ОВЗ имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Публикация «Формирование выразительной устной речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации занимает речевое развитие как фактор успешного приобретения знаний, развития всех психических функций, как основное средство общения и самовыражения детей в разных видах деятельности. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека. И чем раньше начинается речевое обучение как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с ОВЗ, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, которые дают возможность ребенку эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Соответственно, речевое развитие играет особую роль в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ. Важным условием успешного включения ребенка в среду сверстников является хорошо сформированная речевая функция, а именно выразительная устная речь.
У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.
Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).
Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным выражениям. Вместе с тем, владение средствами выразительности углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.
При формировании выразительной речи необходимо учитывать её интегративный характер (т. е. использование как вербальных, так и невербальных средств выразительности).
Невербальные средства выразительности (оптико – кинетические, паралингвистические, экстралингвистические и т. д.) совместно с речевыми аспектами устной речи, подчеркивают необходимые смысловые части речевого высказывания, усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, иллюстрируют выраженную словами мысль и усиливают эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Формирование выразительной устной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому необходимость формирования выразительной устной речи возникает именно в дошкольном возрасте.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, которые положительно влияют на понимание роли выразительных средств (тропов, фразеологизмов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.
На уроках развития речи осуществляется формирование речи с изучениями предметов и явлений реального мира. Содержание таких уроков определяет выбор методов, приёмов и средств обучения. Основными являются наглядные и практические методы (дети рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют и т. п.).
Уроки по развитию речи разнообразны, с часто меняющимися видами деятельности, особенно эффективна игровая. Использование в обучении разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр оказывает благотворное влияние на развитие у детей эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной устной речи является театральная деятельность, которая создаёт такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Постепенно, в устной речи детей формируется последовательность изложения мыслей, интонационная выразительность, в самостоятельных высказываниях дети начинают использовать различные невербальные средства выражения : мимику, пантомимику, разнообразные жесты и позы.
Выразительная устная речь - это не только соблюдение норм литературного языка, а так же умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные вербальные и невербальные выразительные средства.