Надежда Иванченко
Формирование универсальных учебных действий у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как элемент коммуникации: умения обмениваться информаций, договариваться, обсуждать, находить общее решение.
Публикация «Формирование универсальных учебных действий у дошкольников» размещена в разделах
Личностные универсальные учебные действия - это развитие учебных и познавательных мотивов, формирование мотивации, организация форм совместной деятельности, и т. д.
Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Познавательные универсальные учебные действия - это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.
Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие еще на начальной ступени образования в дошкольном возрасте.
Упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий в моей практике подобраны по следующим направлениям:
1. формирование общеучебных действий (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска) (детское экспериментирование, проектная деятельность)
2. формирование логических действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей) («Найди пару», «Кто (что) это?», «Продолжи ряды», «Убери лишнее», «Продолжи чистоговорку», «Назови одним словом», «Пустая клетка», «Продолжи узор»
3. постановка и решение проблемы (развитие мышления, устойчивости внимания, расширение объема внимания и памяти, формирование навыков запоминания).
Для развития памяти и аттенционных способностей дошкольникам даю такие задания :
1. Закрыть глаза и описать, во что одеты ребята, с которыми он играет.
2. Закрыть глаза и сказать, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
3. Закрыть глаза и назвать остальных ребят, распределив их по росту – от самого маленького до самого высокого.
4. Не поворачиваясь, назвать все предметы, которые находятся у него за спиной, описать их форму, размеры, цвет.
5. Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечислять все звуки, которые он будет слышать.
6. Сколько ступенек на лестнице?
7. Сколько окон в комнате?
8. Когда взрослый хлопает в ладоши, ребёнок должен принять определённую позу. Один хлопок – поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка – поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка – поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му»).
В процессе формирования универсальных учебных действий у ребенка, помните:
1. Что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.