Приложение МААМ

Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)

мария махнова
Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития.

В процессе формирования умственной деятельности дошкольников в формировании элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые.

Публикация «Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)» размещена в разделах

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры), например:

Какая из фигур здесь лишняя и почему?

Какое число надо поставить в пустую клетку?

Игра – «Четвертый лишний».

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов обучения.

Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методы, методы исследования, поиска, моделирование.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, «Цветные счётные палочки Кюинезера», пособие Никитина "Сложи квадрат".

В своей работе использую логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине.

Игры «Танграм» «Волшебный квадрат», многофункциональны и многовариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.

Модели числа. Лепка цифр и геометрических фигур.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Количественный счет и порядковый счёт легче усвоится детьми с помощью наглядной плоскостной модели "Домик, где знаки и числа живут".

Здесь используется прием счета предметов на картине.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть".

Модель «Неделя» показывает место каждого элемента недели в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм).

Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца).

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей старшего возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Использование метода моделирования, как указывает Г. А. Репина, помогает решать комплекс очень важных задач:

• развитие продуктивного творчества детей;

• развитие высших форм образного мышления;

• применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

• закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

• создание условий для делового сотрудничества;

• активизация математического словаря детей;

• развитие мелкой моторики руки;

• получение новых представлений и навыков в процессе работы;

• наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Еще одним из современных методов обучения математике является экспериментирование.

На занятиях по математике можно всегда найти место элементарным опытам :

В своей работе по формированию математических представлений стараюсь использовать метод экспериментирования. Например, при закреплении умений детей измерять длину предметов использую не только линейку, а предлагаю детям поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После чего мы сравниваем полученные результаты, делаем выводы: почему в одном случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении предмета линейкой или карандашом, а в другом (например, ладонью) результаты у всех разные. Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз, например, предлагаю такие задания: 1) измерить длину дорожки шагами; 2) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики. В данном случае, ребята отвечали на такие вопросы: - Как вы считаете, у кого шарф длиннее? - Почему? - А как вы это определили? - А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее? Изучая понятие «величина», предлагаю детям провести такие эксперименты: 1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая, низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить результаты; 2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и считаем количество наполненных стаканов; 3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень небольшого размера и вату. Спрашиваю у детей: «Что тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый. Предлагаю проверить: взвесить сначала на руках, затем на весах. В результате дети увидели, что вата тяжелее. Подошли к выводу о том, что вата тяжелее за счет большого объема. 4) проводим эксперимент на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Например, я попросила детей насыпать по три ложки риса в две темные коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместился рис в этих коробках. Спрашиваю: «Где риса больше?» дети отвечают, что риса в коробках - поровну, так как в каждую насыпали по три ложки. После этого я попросила детей насыпать по три ложки риса в узкий стеклянный стаканчик и в широкую прозрачную кружку; рис заполнил почти весь стаканчик - получился высокий столбик; то же количество риса распределилось по всей поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что риса больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало». Однако многие сразу же определяют, что риса поровну, «потому, что я насыпал по три ложки». Знакомясь с понятиями блока «ориентировка в пространстве» я предлагаю детям следующие эксперименты: 1)Выкладываю два ряда ягод клубники, с одинаковым количеством в каждом ряду. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество клубники в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд ягод расставляю на некоторое расстояние друг от друга, а второй ряд не меняю. После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество клубники в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду ягод меньше, чем во втором. Затем возвращаю ягоды клубники в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество ягод одинаково и в первом и во втором ряду. Приходим к выводу, что расположение предметов в пространстве не зависит от количества предметов. 2) знакомясь с пространственными отношениями между объектами в виде рисунка (плана, схемы, предлагаем детям в пространстве групповой комнаты пройти маршрут согласно предложенной им схемы, опираясь на условные обозначения в виде знаков и символов. Передвижение проходит в виде игры «Найди клад». Правильно пройденный путь гарантирует сюрприз (клад). Закрепление знаний о временных промежутках и времени я предлагаю ребятам «Измерение времени делами». Например, сколько приседаний можно сделать за 1 минуту; сколько шагов можно сделать; сколько букв написать и др.

К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и др.

Опыт работы по использованию элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике.

Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии. Ярким и незаменимым представителем ИКТ в нашей группе является интерактивная доска. Используем интерактивную доску – как обыкновенную доску, где можно потренироваться в рисовании цифр, геометрических фигур, в штриховке. Вместо мела палец или специальный карандаш. Чем хороша доска? Здесь можно потренироваться без особых затрат в рисовании, штриховке, закрашивании. И если ребенок, что-то сделал не так, он просто удаляет ошибку и снова у него чистый, аккуратный лист. В тетради же он начинает, тереть, зачеркивать. Некоторые дети очень переживают по этому поводу. Конечно, это не заменяет работу в тетради, ребенок должен научиться работать там аккуратно. На доске мы тренируемся в основном с теми детками, у кого встречаются затруднения. Планируем эту работу в свободное время, подгруппой детей. А если поставить на доске лист в клеточку, то можно делать такое упражнение, как графический диктант. Очень удобно и интересно, когда подгруппа детей работает в команде. Один ребенок начинает, другой продолжает и т. д. Дети воочию видят результат своей работы, не всегда правильный. Они могу обсудить, кто неправильно «шагнул», в какую сторону нужно было двигаться. Можно взять разные цвета, тогда сразу будет видно, кто, на каком этапе сделал ошибку.

Также широко применяю – презентации.

Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

«Упражнения-презентации» :

Подборка презентаций по разделу: «Количество и счет»;

Подборка презентаций по разделу «Величина»;

Подборка презентаций по разделу «Геометрические фигуры»;

Подборка презентаций по разделу «Ориентировка во времени»;

Подборка презентаций по разделу «Ориентировка в пространстве»;

Подборка презентаций по разделу «Усвоение математических действий»;

Подборка презентаций по разделу «Динамические паузы».

Применяя мультимедийное оборудование, я пришла к следующему выводу, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

-дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

-глубже постигаются понятия числа и множества;

-быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

-тренируется эффективность внимания и память;

-активно пополняется словарный запас;

-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности;

-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Занятие нельзя строить только на использовании мультимедийных технологий, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

ОД с использованием компьютера - совершенно новый метод обучения дошкольников. Его специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого – либо задания.

Данные технологии наряду с традиционными методами обучения позволяют эффективно повысить качество содержания воспитательно-образовательного процесса, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.

Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится математика. Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Публикации по теме:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов Актуальность В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях.

Презентация «Формирование умственной деятельности дошкольников путем использования новых методов обучения в математике» "Формирование умственной деятельности дошкольников путем использования новых методов обучения в математике". «Без игры нет, и не может.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Опыт работы по теме «ФЭМП у дошкольников посредством использования логико-математических игр» Доклад на педсовете Тема: «ФЭМП у дошкольников посредствам использование логико – математических игр» Ни одно человеческое исследование.

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы) «Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» (Л. С. Выготский). Проблема обучения детей с ограниченными.

Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем.

Обобщение опыта работы педагога «Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через игровые макеты» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов. «Для ребенка голос.

Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников Народное декоративно-прикладное искусство одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть.

Эффективность использования образовательных модулей «STEM-образования» в реализации ФГОС до (из опыта работы) Развитие личности ребенка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 11:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем мария махнова (УИ 442500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД