мария махнова
Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития.
В процессе формирования умственной деятельности дошкольников в формировании элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые.
Публикация «Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры), например:
Какая из фигур здесь лишняя и почему?
Какое число надо поставить в пустую клетку?
Игра – «Четвертый лишний».
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов обучения.
Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методы, методы исследования, поиска, моделирование.
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.
Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, «Цветные счётные палочки Кюинезера», пособие Никитина "Сложи квадрат".
В своей работе использую логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине.
Игры «Танграм» «Волшебный квадрат», многофункциональны и многовариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.
Модели числа. Лепка цифр и геометрических фигур.
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Количественный счет и порядковый счёт легче усвоится детьми с помощью наглядной плоскостной модели "Домик, где знаки и числа живут".
Здесь используется прием счета предметов на картине.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть".
Модель «Неделя» показывает место каждого элемента недели в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм).
Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца).
Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей старшего возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).
Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Использование метода моделирования, как указывает Г. А. Репина, помогает решать комплекс очень важных задач:
• развитие продуктивного творчества детей;
• развитие высших форм образного мышления;
• применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
• закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
• создание условий для делового сотрудничества;
• активизация математического словаря детей;
• развитие мелкой моторики руки;
• получение новых представлений и навыков в процессе работы;
• наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.
Еще одним из современных методов обучения математике является экспериментирование.
На занятиях по математике можно всегда найти место элементарным опытам :
В своей работе по формированию математических представлений стараюсь использовать метод экспериментирования. Например, при закреплении умений детей измерять длину предметов использую не только линейку, а предлагаю детям поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После чего мы сравниваем полученные результаты, делаем выводы: почему в одном случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении предмета линейкой или карандашом, а в другом (например, ладонью) результаты у всех разные. Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз, например, предлагаю такие задания: 1) измерить длину дорожки шагами; 2) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики. В данном случае, ребята отвечали на такие вопросы: - Как вы считаете, у кого шарф длиннее? - Почему? - А как вы это определили? - А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее? Изучая понятие «величина», предлагаю детям провести такие эксперименты: 1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая, низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить результаты; 2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и считаем количество наполненных стаканов; 3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень небольшого размера и вату. Спрашиваю у детей: «Что тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый. Предлагаю проверить: взвесить сначала на руках, затем на весах. В результате дети увидели, что вата тяжелее. Подошли к выводу о том, что вата тяжелее за счет большого объема. 4) проводим эксперимент на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Например, я попросила детей насыпать по три ложки риса в две темные коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместился рис в этих коробках. Спрашиваю: «Где риса больше?» дети отвечают, что риса в коробках - поровну, так как в каждую насыпали по три ложки. После этого я попросила детей насыпать по три ложки риса в узкий стеклянный стаканчик и в широкую прозрачную кружку; рис заполнил почти весь стаканчик - получился высокий столбик; то же количество риса распределилось по всей поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что риса больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало». Однако многие сразу же определяют, что риса поровну, «потому, что я насыпал по три ложки». Знакомясь с понятиями блока «ориентировка в пространстве» я предлагаю детям следующие эксперименты: 1)Выкладываю два ряда ягод клубники, с одинаковым количеством в каждом ряду. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество клубники в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд ягод расставляю на некоторое расстояние друг от друга, а второй ряд не меняю. После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество клубники в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду ягод меньше, чем во втором. Затем возвращаю ягоды клубники в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество ягод одинаково и в первом и во втором ряду. Приходим к выводу, что расположение предметов в пространстве не зависит от количества предметов. 2) знакомясь с пространственными отношениями между объектами в виде рисунка (плана, схемы, предлагаем детям в пространстве групповой комнаты пройти маршрут согласно предложенной им схемы, опираясь на условные обозначения в виде знаков и символов. Передвижение проходит в виде игры «Найди клад». Правильно пройденный путь гарантирует сюрприз (клад). Закрепление знаний о временных промежутках и времени я предлагаю ребятам «Измерение времени делами». Например, сколько приседаний можно сделать за 1 минуту; сколько шагов можно сделать; сколько букв написать и др.
К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и др.
Опыт работы по использованию элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике.
Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности.
В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии. Ярким и незаменимым представителем ИКТ в нашей группе является интерактивная доска. Используем интерактивную доску – как обыкновенную доску, где можно потренироваться в рисовании цифр, геометрических фигур, в штриховке. Вместо мела палец или специальный карандаш. Чем хороша доска? Здесь можно потренироваться без особых затрат в рисовании, штриховке, закрашивании. И если ребенок, что-то сделал не так, он просто удаляет ошибку и снова у него чистый, аккуратный лист. В тетради же он начинает, тереть, зачеркивать. Некоторые дети очень переживают по этому поводу. Конечно, это не заменяет работу в тетради, ребенок должен научиться работать там аккуратно. На доске мы тренируемся в основном с теми детками, у кого встречаются затруднения. Планируем эту работу в свободное время, подгруппой детей. А если поставить на доске лист в клеточку, то можно делать такое упражнение, как графический диктант. Очень удобно и интересно, когда подгруппа детей работает в команде. Один ребенок начинает, другой продолжает и т. д. Дети воочию видят результат своей работы, не всегда правильный. Они могу обсудить, кто неправильно «шагнул», в какую сторону нужно было двигаться. Можно взять разные цвета, тогда сразу будет видно, кто, на каком этапе сделал ошибку.
Также широко применяю – презентации.
Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
«Упражнения-презентации» :
Подборка презентаций по разделу: «Количество и счет»;
Подборка презентаций по разделу «Величина»;
Подборка презентаций по разделу «Геометрические фигуры»;
Подборка презентаций по разделу «Ориентировка во времени»;
Подборка презентаций по разделу «Ориентировка в пространстве»;
Подборка презентаций по разделу «Усвоение математических действий»;
Подборка презентаций по разделу «Динамические паузы».
Применяя мультимедийное оборудование, я пришла к следующему выводу, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
-дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
-глубже постигаются понятия числа и множества;
-быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
-тренируется эффективность внимания и память;
-активно пополняется словарный запас;
-развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
-воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности;
-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Занятие нельзя строить только на использовании мультимедийных технологий, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.
ОД с использованием компьютера - совершенно новый метод обучения дошкольников. Его специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого – либо задания.
Данные технологии наряду с традиционными методами обучения позволяют эффективно повысить качество содержания воспитательно-образовательного процесса, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.
Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится математика. Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.