Надежда Ремезова
Стендовая консультация для родителей «Формирование учебной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности – учебной. Конечно, он уже в детском саду знаком с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятельность – она занимает основную часть времени. В школе же эту функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Почему же некоторые дети, пройдя школу, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?
Публикация «Стендовая консультация для родителей „Формирование учебной активности“» размещена в разделах
Дело в том, что просто посещение ребенком школы не гарантирует у него учебной активности. Чтобы это произошло, необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам или с помощью взрослых.
ОСВОЕНИЕ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника. Что включает в себя позиция школьника?
Первое – это умение слышать учителя, т. е. выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом забывают или же торопятся и пропускают нужные действия. Поэтому следовать инструкции преподавателя ребенок учится в первые месяцы жизни.
Второй компонент позиции ученика – наличие у ребенка стремления справиться с учебными трудностями. Речь идет не о желании и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого – но не бросать его. И к тому же не переживать слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого.
Третий компонент – умение не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка.
Поэтому важно такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявить открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и «хочу».
К примеру, когда дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше – «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?
После усвоения ребенком позиции школьника следует второй шаг – волевое развитие.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ РЕБЕНКА
Что такое воля и как оно должно развиваться? Истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. На 4-5м году жизни у детей появляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако, настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст.
Необходимо развивать не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка к проявлению волевого поведения. Важно, чтобы ребенок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и т. п.
Компоненты воли:
Первый компонент – умение сдерживать непосредственные импульсы, т. е. сознательно управлять своими действиями. Начальный этап развития воли – тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное – помочь поверить, что он способен их выполнить. После этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять волю в реальной жизни.
Постановка цели -> мотивирование -> тренировка -> подведение итогов, т. е. поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед.
Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Ребенку гораздо труднее подчинить требованию не делать что-либо, чем указанию делать что-то другое. Поэтому целесообразнее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме : «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».
Второй компонент воли – умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. В школе ребенок встретиться с разными учебными заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получить похвалу взрослых. Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными. Как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Данный процесс происходит непросто. Одна из причин – отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности.
В связи с этим полезно прочитать с ребенком и обсудить сказку «котенок Ваня».
С возрастом сложность предъявляемых требований должна возрастать, но также надо учитывать и меру трудностей, которые придется преодолеть ребенку.
В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно непривычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.
Подготовила: педагог – психолог Ремезова Н. А.