Ольхова Светлана
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности через игровую деятельность
▼ Скачать
Проблема. Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, – помочь сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них. Поэтому, уже не первый год, одним из направлений моей работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности через игровую деятельность» размещена в разделах
Я задумалась о том, как известные и понятные мне знания сделать доступными и интересными для детей? Нам, взрослым, достаточно прочитать, услышать, чтобы усвоить полученную информацию, а детям необходимы ежедневные упражнения, повторение, закрепление знаний. Анализ прошлых лет показал, что эффективным методом работы именно в этом направлении является игра. Играя, дети лучше и быстрее усваивают новый материал. Положительные эмоции, которые всегда присутствуют в игровой деятельности, помогают детям справляться со своими комплексами, учат размышлять, анализировать свое поведение и поведение окружающих, быть внимательнее и терпимее друг к другу. И потому, одной из основных форм работы по безопасности, я выбрала игровую деятельность.
Цель работы я обозначила так: дать детям представление об опасностях и опасных ситуациях дома, на улице, в природе, правилах поведения в них и умении действовать в соответствии с ними.
За три года работы по теме «Безопасность» я ознакомилась с большим количеством методической литературы и обратила внимание, что игры по данной теме существуют и разрабатываются, но их недостаточно. Поэтому мне пришлось, опираясь на традиционные игры, что-то в них менять, дополнять.
Начала я с изготовления методического и дидактического материала (предметных и сюжетных картинок, атрибутов). Учитывая разные задачи и содержание игр, работу выстраивала в таком порядке:
- для знакомства с новым материалом в совместной деятельности с детьми я использовала дидактические и настольно-печатные игры: «Хорошо – плохо», «Я начну, а ты закончи», «Ассоциации», «Что где растет», «Кто где живет», «Можно – нельзя», «Просто это знак такой», «Слушай – запоминай», которые прививали детям навыки правильного поведения в жизни, знакомили с опасностями;
- игры-классификации: «Что лишнее?», «Разложи правильно», «Съедобный грибок положи в кузовок» и игры малой подвижности: «Съедобное – несъедобное», «Опасное – неопасное», «Да – нет», «Чей кружок быстрее соберется», «Кто быстрее оденется» помогали расширению представлений об опасностях, подстерегающих нас;
- на следующем этапе – отработке поведенческих навыков, для меня важно было понять и увидеть, насколько дети усвоили материал по теме. Поэтому упор я делала на те игры, в которых дети могли самостоятельно себя проявить. Это ролевые игры: «Спасатели», «Похитители и находчивые ребята», «Прогулка в лес (по городу)», игровые проблемные и провокационные ситуации; подвижные игры: «Кто внимательнее?», «Я знаю пять опасных предметов», «Что делать?». Также эти игры помогали детям развивать творческие способности, воображение, логику, мышление и расширять их кругозор.
Работать в системе мне помогал перспективный план, в котором я четко определила темы и цели работы с детьми. Наряду с игрой я использовала и другие методы и приемы, которые в доступной, увлекательной форме помогали детям усваивать правила безопасного поведения :
проведение бесед,
чтение художественной литературы,
разгадывание загадок,
заучивание пословиц и поговорок,
решение кроссвордов.
Я предлагаю вашему вниманию несколько игр, разработанных мною.
Игра «Ассоциации».
(старший дошкольный возраст)
Количество игроков не ограничено.
Цель: Закрепление представлений о возможных опасных ситуациях и их последствиях.
Оборудование: Флажок, красные и черные фишки.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. Ведущий подходит к одному из детей и передает ему флажок с одновременным произношением названия предмета.
Например: «Стекло», ребенок должен назвать опасные ассоциации, связанные с этим предметом. За правильную ассоциацию, дается фишка красного цвета, за не правильную – черного цвета.
Игра «Можно – нельзя».
(старший дошкольный возраст)
Игра рассчитана от 2 до 5 игроков.
Цель: Отрабатывать с детьми правила поведения в различных жизненных ситуациях (пожар, взрыв, захват).
Оборудование: Карточки-символы, изображающие те или иные действия человека в различных ситуациях.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям карточки, просит внимательно их рассмотреть. Напоминает, что по его сигналу дети должны показать те карточки, на которых показано, как нужно действовать, что нужно делать в той или иной ситуации.
Например: Воспитатель говорит: «Пожар», дети показывают карточки – «Позвонить», «Уходить из дома», «Постучать соседям».
Воспитатель уточняет, почему не подняли другие карточки – «Заливать», «Открывать окно», «Прятаться»; разбирают, что можно, что нельзя и почему?
Игра «Слушай – запоминай».
(средний и старший дошкольный возраст)
Количество игроков не ограничено.
Цель: Закрепление правил безопасного поведения в детском саду.
Оборудование: Мяч.
Ход игры:
Дети встают в круг, водящий в центре него. У ведущего в руках мяч, он бросает его кому-нибудь из участников игры. Ребенок должен назвать правила безопасного поведения в детском саду и бросить мяч обратно ведущему.
Например: Как спускаться и подниматься по лестнице, как играть в группе мячом, в какие игры можно играть в группе и другие правила.
Кто из участников замедлил с ответом или ответил неправильно, выбывает из игры.
Игра «Разложи правильно».
(младший и средний дошкольный возраст)
Количество игроков не ограничено.
Цель: Умение детей классифицировать опасные предметы.
Оборудование: Карточки и предметные картинки по числу играющих детей.
Ход игры:
Дети сидят за столами, воспитатель раздает карточки и предметные картинки. Детям необходимо в соответствии с символами разложить предметные картинки на полосках карточки.
В младшем возрасте, для лучшего восприятия, опасные предметы даются образно: мамины-бабушкины, папины-дедушкины, предметы, которыми пользуется вся семья.
В среднем возрасте игра проводится с усложнением. Предметы классифицируются по назначению: швейные предметы, инструменты, столовые приборы и посуда.
Выигрывает ребенок, который выполнил задание первым и правильно.
Игра «Опасное – неопасное».
(младший и средний дошкольный возраст)
Количество игроков не ограничено.
Цель: Закрепление названий опасных предметов.
Оборудование: Мяч.
Ход игры:
В эту игру можно играть как дома (в просторной комнате, так и на улице. Водящий становится перед игроками и по очереди бросает им мяч. При этом он каждый раз называет какое-нибудь слово. Если то, что оно обозначает, неопасное, то игрок должен поймать мяч, если же опасное – мяч не ловится и падает на пол. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Пройдя весь круг, водящий начинает снова. Побеждает тот, кто остался последним.
Эта игра как вариант ранее известной игры «Съедобное – несъедобное».
Игра «Чей кружок быстрее соберется».
(младший, средний, старший дошкольный возраст).
Количество игроков не ограничено.
Цель: Учить детей различать сигналы светофора, создавать радостное настроение, желание двигаться.
Оборудование: Три обруча красного, желтого и зеленого цветов, шары красного, желтого и зеленого цветов по количеству детей. Хорошо использовать пластмассовые шары из сухого бассейна.
Ход игры:
Дети делятся на три команды. У каждой команды шары определенного цвета. Под веселую музыку дети двигаются по залу, по окончании музыки, они должны встать около обруча соответствующего цвету их шара.
В ходе игры ведущий меняет местами обручи, что усложняет поиски.
Выигрывает та команда, которая правильно и быстро справилась с заданием.
Игра «Я знаю пять опасных предметов».
(младший и средний дошкольный возраст)
Количество игроков не ограничено.
Цель: Закрепление названий опасных (пожароопасных) предметов.
Оборудование: Мяч.
Ход игры:
Дети встают в круг, водящий в центре него. Водящий начинает игру, говорит: «Я знаю пять опасных предметов», после этого кидает мяч игроку. Ребенок называет опасный предмет и бросает мяч обратно водящему.
Промедление, потеря мяча или неправильно названный предмет означают потерю хода – мяч берет рядом стоящий игрок.
Эта игра как вариант ранее известной игры «Я знаю пять имен».
Игра «Кузовок».
(средний, старший дошкольный возраст)
Количество игроков от 5 до 10 человек.
Цель: Учить детей узнавать съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: Корзинка, предметные картинки по количеству детей, платок.
Ход игры:
Играющие садятся за стол, ставят на него корзинку и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него съедобный грибок, ошибешься – отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные по очереди кладут в кузовок предметные картинки с изображением съедобного гриба, приговаривая: «Я кладу в кузовок съедобный грибок - подосиновик» и передают корзинку соседу.
Кто ошибется, кладет в корзинку залог – платочек, заколку, игрушку и т. п.
По окончании игры корзину накрывают платком, и ведущий достает залог за залогом, со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?». Каждому назначают выкуп – попрыгать по группе, спеть песню, загадать загадку, рассказать стихотворение и т. п.
Игру можно повторить, но класть в кузовок ядовитые грибы.
В игре можно использовать лекарственные и ядовитые растения, опасные и не опасные предметы.
Эта игра как вариант ранее известной игры «Фанты».
Игра «Поле чудес».
(старший дошкольный возраст)
Количество игроков 4 человека.
Цель: Закрепить правила безопасного поведения на улице и в природе, научить ясно и четко выражать свои мысли, говорить верно.
Оборудование: Игровое поле чудес, предметные карточки.
Ход игры:
На столе расположено трехцветное игровое поле, которое разделено на 4 сектора. На полоске зеленого цвета расположены карточки, на которых изображено с кем может быть связана опасная ситуация. На полоске красного цвета – карточки с изображением конкретной опасной ситуации. На полоске желтого цвета расположены карточки с решением правильного выхода из данной опасной ситуации.
При помощи считалки или по желанию дети определяют, кто первый начинает игру. Вращая стрелку, первый игрок останавливается на любой карточке на зеленой полоске, затем, продолжая двигать стрелку, выбирает из любого сектора конкретную опасную ситуацию, объясняет её и находит правильный безопасный выход из данной ситуации. После чего передает ход следующему игроку. Игра продолжается.
Во время игры возможен вариант обучения детьми правилам безопасного поведения игрового персонажа.