Мирошникова Юлиана
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Актуальность
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице : незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» размещена в разделах
По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, – всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий с участием детей.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, нужно постепенно усложнять, уточнять и дополнять. В этом случае дети лучше узнают и запомнят правила движения и будут охотно их выполнять.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения необходимо проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В ходе профилактических мероприятий по предупреждению ДТТ у детей :
1. расширятся представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
2. сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
3. дети смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их;
4. повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний. Длительность работы над опытом. Исследование рассчитано на три года, с 2020 года по 2023 год.
Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.
Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками ГАИ, организованной системой занятий.
Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.
Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки приходит позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т. к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Теоретическая база опыта. Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
В основе теоретической базы лежат следующие нормативно-правовые документы :
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 22 августа 2021 года)
Паспорт федерального проекта "Безопасность дорожного движения"
Правила дорожного движения.
Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы] от 8 января 2018 года N 1-р
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Единая концепция по обучению безопасности дорожного движения в образовательных организациях
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 28 января 2022 г. N ДГ-213/07 О НАПРАВЛЕНИИ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПО БДД
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была выбрана данная тема.
Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Т. И. Даниловой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
После изучения актуальности темы была проведена диагностика знаний детей по правилам дорожного движения и выявлено, что знания находятся на достаточно низком уровне. Дети не знают правила, не применяют их на практике. Это послужило основанием для выбора данной темы.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге, во всех видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, познавательной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
Другой элемент новизны заключается в самом подходе к проблеме обеспечения безопасного поведения ребенка в дорожном движении, через включение специалистов, социума, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения. В этом направлении разработан богатый практический материал.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Данный опыт представлен рядом мероприятий по ознакомлению с правилами дорожного движения. Опыт рассчитан на воспитателей детских садов. Специальной подготовки педагогов и переоснащения процесса воспитания и обучения детей для применения данного опыта не требуется.
В ДОУ планируется расширение этого опыта из индивидуального до коллективного. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель моей работы – создание условий для формирования у детей
старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Для ее реализации мной были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
знакомить с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).
познакомить детей с правилами дорожного движения (видами светофоров, дорожными знаками, дорожными ловушками и т. д.);
уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители);
сформировать умения применять полученные знания в жизни;
внедрять современные инновационные образовательные технологии, способствующие более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС;
активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
повысить компетентность педагогического состава детского сада в области инновационных образовательных ресурсов;
сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении.
Развивающие
развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Предполагаемый результат обучения:
расширятся знания детей о правилах дорожного движения : умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;
дети научатся распознавать дорожные знаки :
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;
обогатится словарный запас детей;
повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;
Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.
Принципы организации образовательного процесса:
последовательность – новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
Методы работы с детьми:
- индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя решает определенную дорожную ситуацию);
- групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);
- практический (организация разных видов игр);
- наглядный (наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);
- интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Формы работы с детьми :
- игра сюжетная и театрализованная (создание развивающей среды по ознакомлению детей с правилами безопасности на дороге);
- беседа (носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер);
- проблемные ситуации (позволяют выявить глубину знаний детей, формируют умения логически мыслить);
- рассматривание: готовых образцов, иллюстраций, картин.
- деятельность под руководством воспитателя: ООД, экскурсии.
- самостоятельная деятельность.