Елена Коробейникова
Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что взрослые стараются уже в раннем детстве обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы уже выросшие дети смогли достичь желаемого. Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы, или возможность самореализоваться в каком – либо виде творчества? Самый благоприятный период для развития творчества – это именно дошкольный возраст. Поэтому, задача педагога – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека, развивать способности к творчеству (креативность, формировать творческую личность.
Публикация «Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала.
Ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. И пробудить у него интерес к природе, ее красоте можно не только путем наблюдений, но и через прекрасный мир изобразительного искусства. Чудесные пейзажи природы привлекают детей, побуждая к фантазированию, творческим импровизациям, желанию творить.
Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. И эти впечатления от просмотра картин, прогулок по лесу, непосредственных наблюдений жизни природы ребята могут отражать в живописно – творческих работах. Развитие творческого потенциала, способности детей, создание максимально комфортных условий для креативности детей – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.
В настоящее время появилось не мало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется в основном на познавательных аспектах развития. Поэтому, на мой взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны и практической их развития - с другой.
На что же направить детское восприятие? Как вызвать интерес к познанию окружающей действительности и желание выразить это в рисунке? Как показывают современные исследования, детское рисование связано с чувственным познанием действительности,прежде всего со зрительными образами. Выбор педагогических средств напрашивается сам - это и удивительная природа Белогорья, и произведения художников, которыми богат наш край. Именно природа и искусство способствуют углублению жизненных впечатлений. Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. И эти впечатления от просмотра картин, прогулок по лесу, непосредственных наблюдений жизни природы ребята могут отражать в живописно – творческих работах.
Свою работу с детьми старшей группы я построила таким образом, чтобы “открыть глаза” на видимый ими мир, пробудить у детей отзывчивость к родной природе, максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазию и воображение. Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”. Неотъемлемой составляющей моих занятий было созерцание картин природы – пейзажей, объектов реального мира. Предметом наблюдений были наблюдения за природой родного края в разные сезоны (целевая прогулка на цветущий луг “Среди красок природы”, урок – любование ”Осень золотая” и др.). В ходе таких наблюдений у детей расширились представления о природе родного края, сформировались наблюдательность, умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной природы.
Результатом таких наблюдений явилось желание детей “одушевить” своей фантазией неодушевленный мир. Проявляя творчество, дети создали сказочный лес, где деревья ”любуются дождиком”, “умываются дождем”, “грустят и веселятся”.
Познакомив детей с природой родного края, активизировав внимание на ее красоте и неповторимости, я создавала условия для развития детского творчества, воображения. Осуществляя эту задачу, я учила детей одухотворять (очеловечивать) “живую” и ”неживую” природу, создавая ситуации образных сравнений, при которых максимально раскрываются креативные возможности ребенка (игра – фантазирование ”отражение”, пантомима ”Мы одно дерево”, дидактические игры, драматизация песни ”Чудак - судак” и др.)
В ходе такой работы дети с удовольствием превращались в деревья, цветы, зверей. Они, как люди, были разные: большие и маленькие, худые и толстые, они могли печалиться и радоваться, разговаривать на своем языке. Пантомимика позволяет обыгрывать образ мимикой, движениями рук, ног, корпуса, головы, тем самым развивает воображение детей.
Для того, чтобы занятия проходили интересно, я сама изготовляла наглядные пособия, рисунки, фотографии (слайд-фильм “Цветы”, ”С высоты гор”, ”Птицы”, ”Зимушка-зима, как ты хороша”). Показывая на занятиях свои работы, я делилась с детьми чувствами, которые сама испытывала во время съемки, направляя внимание ребят на восприятие как обычных, так и редко встречающихся, малозаметных объектах. Это позволило мне выстроить занятия таким образом, чтобы обыденный мир предстал перед ребенком удивительным и необычным.
Приобщая ребят к природному миру родного края, одной из главных задач стояла задача развития детского творчества, воображения. На мой взгляд, в каждом ребенке заложены творческие способности. Поэтому главная цель педагога состоит в том, чтобы дети не утрачивали их, а развивались как личности умелые, творческие. Задачи развития детского творчества я решила в ходе занятий по ИЗО. Темы таких занятий-фантазирований: “Чудо-цветок”, ”Разноцветные горы”, ”Сказочная птица” и др. Природа родного края кажется человеку самой красивой. Богатство форм и красок дает толчок развитию творчества. Для наблюдений необходимо использовать любой удобный случай, обращая внимание детей даже на незначительные изменения в природе. И если мы хотим, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным, мы должны четко представлять,что его окружение и деятельность также должны быть в состоянии гармонии. Предназначение педагога и состоит в том, чтобы научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Наблюдения в природе, экскурсии в музеи и на выставки активно способствуют этому. Вглядываясь, прислушиваясь, размышляя, дети учатся понимать,чувствовать, творить, любить.