Иванькова Татьяна
Формирование творческого взаимодействия педагогов и родителей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческого взаимодействия педагогов и родителей воспитанников.
Рождение проблемы
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в работе с детьми. Как воспитать творческую, думающую, способную решать возникающие проблемы личность? Этот вопрос постоянно стоит перед коллективом нашего ДОУ. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Публикация «Формирование творческого взаимодействия педагогов и родителей воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Когда малыши от начала до конца создают спектакль: сами придумывают костюмы, изготавливают декорации, подбирают движения, серьезно рассуждают по поводу распределения ролей, вносят свои предложения по поводу постановки будущего спектакля, творят, ищут, создают, когда родители спрашивают у детей не то, что он сегодня кушал, а похвалила ли его воспитательница на репетиции — поверьте: это дорогого стоит!
Поиск способов решения проблемы
В связи со всем вышеизложенным, вариативной частью основной общеобразовательной программы нашего детского сада была утверждена театрализованная деятельность. Педагоги понимали, что предстоит огромная работа в этом направлении. Ведь содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игровой тренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды;
Коррекционно-развивающие игры;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Постановка спектаклей различного типа.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.
А этому способствуют:
элементы костюмов и декорации;
музыкальное оформление;
наличие кукол для театра, ширма.
различные атрибуты, наглядный материал.
Первые результаты
Педагогический коллектив ДОУ активно включился в реализацию данного направления: проведен тематический педсовет, два семинара по театрализованной деятельности, составлены перспективные планы, в группах оборудованы уголки.
Не скрою, не все было так гладко. Некоторые воспитатели, сопротивляясь нововведениям, считали это дополнительной ненужной нагрузкой. Нередко можно было услышать: «Зачем мне это все надо!» Но время шло, и образовалась группа педагогов, которым это интересно. Сначала инсценировки были короткими, по известным сказкам, декораций почти не использовали, костюмы состояли из небольших элементов. Затем мы стали проводить открытые показы наиболее удавшихся инсценировок, кукольных спектаклей.
В младших группах велась большая работа по ознакомлению детей со сказками, художественными произведениями, что расширяло возможности в театрализованной деятельности. В среднем возрасте игра в театр приняла среди воспитанников широкие масштабы, она стала творческой. Как и сюжетно-ролевая игра, она объединила детей в творческие подгруппы и расширила диапазон игры. Теперь уже дети могли объединить сюжеты нескольких сказок, из строительного и бросового материала при помощи педагогов строили декорации. Герои разных сказок встречались в одной сказке, придуманной детьми, возникали новые, неожиданные диалоги, необычные ситуации для сказочных героев, которые дети брали из своего опыта. В старшем возрасте воспитанники изготавливали не только декорации, но и делали необходимых им для инсценировки героев. Прямо в ходе игры они рисовали его (Дюймовочку, волшебника, волка и т. д., вырезали и использовали для театрализованной игры. Дети подготовительной группы зачастую высказывают свои мысли по поводу постановки спектакля, размещению декораций и т. д.
Чтобы развивать фантазию, мыслительную деятельность, творческий подход к театрализованной деятельности мы предлагаем детям не просто инсценировать знакомые произведения, но и самим придумывать сказки. Очень помогает в этом хороший приём, который мы называем «сказка на новый лад». Герои знакомых сказок попадают в новые ситуации, встречаются с новыми персонажами, иногда их просто не узнать. Предметы вдруг приобретают новые свойства, например, ключик не золотой, а хрустальный; колобок, не колобок, а резиновый мячик. А сколько придется преодолеть Красной Шапочке, чтобы навестить больную бабушку, которая почему-то живёт не на опушке леса, а на Дальнем Востоке… Тут и без карты не обойтись. Дети с удовольствием принимают правила этой игры, творческие задания всегда пробуждают энтузиазм и фантазию. Мы любим эти упражнения, потому, что они активизируют и развивают речь детей, требуют использования сложных предложений, умения пользоваться монологом и диалогом, и, конечно, учат фантазировать.
Для развития выразительности и темпа речи, а также для выразительности образов мы используем разнообразные дидактические игры и упражнения. Нам особенно нравятся игры по системе Карла Орфа: повторить фразу с разной интонацией (грустно — весело, тихо — громко); повторить фразу, подражая животным (как волк, как ворон); выделить по очереди интонационным ударение слова определённой фразы; произнести фразу в разном ритме (быстро — медленно); прохлопать фразу; пропеть фразу; произнести фразу с усиливающейся или ослабевающей громкостью; изобразить (обыграть) фразу. Эти упражнения помогают детям придумывать новые персонажи, новые характеры.
Чтобы развить детскую фантазию, интерес к окружающему мы используем приём, который называем «чудо». Он очень прост. В повседневной жизни, наблюдая за природой, стараемся обратить внимание детей на что-то новое, интересное: на первый весенний цветок, на жучка, на необычную машину и т. д. При этом говорим: «Я видела чудо». Ребятам всегда интересно. Мы рассматриваем «чудесный» объект и придумываем про него какую-то историю, похожую на сказку. И теперь, часто бывает, что дети бегут к нам с криками: «Мы нашли чудо!»
Вот уже второй год мы проводим внутри детского сада театральные недели. Каждая группа, включая первые младшие группы, готовит для открытого показа инсценировку, и даже спектакль. В назначенный день в детском саду вывешивается афиша с приглашением на спектакль воспитанников других групп. В эти дни в ДОУ царит праздничная атмосфера, предпремьерная суета, и, независимо от результата, «артисты» получают похвалы, аплодисменты, улыбки и угощение.
Иногда возникали ситуации, когда показ уже назначен, все выучено и отрепетировано и вдруг один из героев заболевает или еще по каким-то причинам в детский сад не ходит, и если заменить его бывает некем, так как обычно все дети заняты в инсценировке, то на подмену выходит педагог. Но не всегда разумно выйти и сыграть воспитателю, вместо заболевшего ребенка, к примеру, маленькую мышку. Поэтому, в процессе работы над спектаклем, участники обычно хорошо знают все роли, и педагог может легко сделать необходимые перестановки, выделив себе подходящую роль. Кроме того, иногда по сценарию было бы логично введение взрослых в ход спектакля. Воспитатели с удовольствием берут на себя роль, нередко привлекаются другие сотрудники детского сада.
В течение текущего учебного года у нас родилась новая форма проведения инсценировок, в которой мы пытаемся объединить детей разных возрастных групп. Например, петух — это мальчик из подготовительной группы, а цыплята — малыши из первой и второй младших групп. Очень необычно смотрятся музыкальные и танцевальные номера. Такая форма проведения учит старших детей помогать младшим, воспитывает желание заботиться о малышах, быть внимательными к их проблемам. Малыши же, в свою очередь, учатся находиться в коллективе, легче преодолевают свои страхи, социализируются.