Зайцева Кристина
Формирование сотрудничества старших дошкольников сотрудничества со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос формирования сотрудничества дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду. Авторами было проведено исследование с целью изучения навыков сотрудничества
старших дошкольников, выявления характера и особенностей межличностных
отношений в детском коллективе.
Ключевые слова: сотрудничество, сверстники, старшие дошкольники,
межличностное общение.
Темочки:
Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его
права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
Человек как личность формируется через свои отношения с другими
людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно
потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы»,
«Мы» и «Они» и т. д.
Необходимым условием развития личности является общение.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно
полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение – это взаимодействие людей, при котором устанавливается различное взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый
ряд психолого-педагогических проблем, центральной из которых является проблема формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в
детском саду.
Общение в коллективе является одной из основных потребностей старших
дошкольников. Этот период самый чувствительный для развития форм и навыков
личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания. Дошкольник обычно общается со сверстниками в стенах дошкольного образовательного учреждения: в процессе игры, режимных моментов, прогулки и на занятиях.
Цель работы: теоретическое и экспериментальное изучение навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками и его формирование на занятиях в детском саду.
Объект исследования: характер и особенности межличностных отношений
в коллективе старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу: мы предположили, что
занятия в детском саду являются эффективным средством формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие
задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ проблемы общения детей со сверстниками.
3. Изучить совместную деятельность старших дошкольников на занятиях
в ДОО.
4. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
5. Разработать и апробировать программу формирования сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов контрольного этапа исследования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования применялись
следующие методы исследования:
– теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
– тестирование (наблюдение, беседа, тестирование);
– количественно-качественный (анализ результатов исследования).
– разработаны рекомендации по устранению трудностей межличностного
общения;
– раскрыты педагогические принципы организации и построения воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста;
– выявлены эффективные средства, формы и методы развития сотрудничества.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М. : Протос, 2012. – 256 с.
2. Авдеева Н. Н. Вы и младенец / Н. И. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. –
М. : Терра, 2011. – 269 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
М. : Итос+, 2013. – 546 с.