Валентина Сибиренко
Формирование словаря младших школьников как основа развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.
Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимися кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. д., занятий где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях, и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Публикация «Формирование словаря младших школьников как основа развития речи» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности.
Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятий. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются.
Дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях предметов, то в систему знаний по словарной работе включаются соответствующие занятия.
Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей, являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:
1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому учитель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.
2. Формирование способов обследования требует точных указаний учителя к использованию обследовательского действия.
3. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала.
Знания и навыки, полученные школьниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.
Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.
Занятия, посвященные формированию понятий и соответствующего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов. Поэтому они опираются на умения полученные школьниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.
Анализ значения слов должен поводится преимущественно с точки зрения словоупотребления, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено в историческом аспекте.
Объединив словарно-семантическое и словарно-орфагрофическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Для успешного формирования словаря и его активизации уже в школьном возрасте возможно проведение лексической работы, предметом которой является языковая действительность.
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Некоторые виды таких упражнений:
1. Подбор эпитетов к слову. Называется слово, например, собака. И задается вопрос: Какие бывают собаки? Ответы: большие, мохнатые, маленькие, умные и т. д.
Узнавание по эпитетам слова. Учительница прелагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны выливаться связываться со знакомыми детям представлениями.
2. Подбор к слову действий. (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус раздувает, освежает.
Подбор к действиям слова. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.
3. Подбор обстоятельств. Учится можно как? – хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго.
4. Добавление придаточных предложений. Учительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.
5. Упражнения на точность номенклатуры. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, лает, мяукает, гогочет, поет. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.
6. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово.
7. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение.
8. Отгадывание и составление загадок. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей.
9. Составные части целого. Называется слово (предмет, определяются его составные части, например: дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки.
Новы слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.
Другое дело – объяснение слов, имеющих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок.
Методикой разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывает контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путем подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зеленый);
б) путем перечисления предметов (признаков, действий, общую группу которых называют данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путем родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи. И главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайных характер и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых слов, включенных в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словарем должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.