Голева Татьяна
Формирование системы экологических представлений у детей в детском саду через сказку
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических представлений у детей на настоящий момент входят в структуру общеобразовательных программ дошкольного и школьного образования. В дошкольных образовательных учреждениях России используются программы экологического воспитания детей, одобренные Министерством образования Российской Федерации, такие как "Природа и художник", "Семицветик", " Паутинка", "Жизнь вокруг нас", " Наш дом - природа", "Мы", " Мир вокруг нас". Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностноориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Одним из путей решения этой проблемы может стать сказка. Сказка входит жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Методической основой решения вопросов экологизации образования в группе детей 4-5 лет стало пособие А. Плешакова и А. Румянцевой "Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики". Сочинение экологической сказки " Лесовичок и другие. " оказалось для детей интересной, познавательной и доступной работой. Дети не только слушают сказку, но и принимают в ней активное участие, помогают рассказать её (сочинить, отвечают на вопросы. В новых героях они ищут сходства и различия со знакомыми им персонажами. Дети стараются представить себе героев, местность, тем самым развивая воображение, внимание, память. Система работа со сказкой имеет несколько этапов. Этап 1. Выбор персонажам имё н: "В этом лесу жили ещё Ягулия, Кикимока, Водяник, Змеегор, Кувырка, Сказалка и Кащик"; описание героев и их привычки: " Шуршилка был ещё очень маленький, ему должно было исполниться только 602 года, а по возрасту шуршилок это совсем мало. Шуршилка спал 9 месяцев в году. Просыпался он только осенью, когда начинали опадать с деревьев листья. Малыш очень любил шуршать листьями - поэтому его и назвали Шуршилка". Познавательный момент - знакомство детей с месяцами осени. Дети с готовностью стараются ответить, они не боятся ошибиться, в них нет скованности. Этап 2. Ребята продолжают фантазировать, "творить" Сказку, что произойдё т дальше с героями: "Вот как-то наступила опять в лесу осень. Проснулся Шуршилка, радостный и весёлый побежал на улицу. А в лесу красиво, ярких красок полон лес". Познавательный момент - изменения в природе осенью. Этап 3. Разворачивание сюжета. Дети сочиняют: "Ягулия - старенькая старушка жила А своей избушке на страусовых ножках с соколиными крылышками. Избушка умела и летать, и бегать". Познавательный момент - знакомство детей с луговыми травами - клевер, горечавка, нивяник, лапчатка, тмин, тысячелистник, окопник, герань лесная, зверобой и другие. Проведение диагностических исследований в конце учебного года показало, что результат усвоения пройденного материала находится на более высоком уровне, чем в начале года. Этому способствовала активная позиция ребенка, повышенная заинтересованностью детей в содержании сказки, содержащей экологические представления. Таким образом, можно сделать вывод, что чем интереснее и доступнее преподносится детям познавательный материал, тем легче и быстрее он усваивается и запоминается.