Яшкина Татьяна Владимировна
Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Публикация «Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены» размещена в разделах
Дети раннего возраста – это особые дети. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы : ощущение, восприятие, представление. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Л. С. Выготский обращает внимание на то, что «. все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит сенсорное развитие ребенка раннего возраста в благоприятные условия [2]. Сенсорное развитие в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. В. С. Мухина устанавливает, что в связи с овладением предметной деятельностью у ребенка складываются новые действия восприятия, особенно орудийные и соотносящие, которые и способствуют более полному и всестороннему восприятию [3]. Как указывает Л. А. Венгер, главной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является обогащение их представлений о свойствах предметов. Основное содержание сенсорного развития детей раннего возраста состоит в восприятии формы, величины, цвета [1].
Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем. Поэтому очень важно создать для него соответствующую развивающую среду.
Представляем вашему вниманию проект «Формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены»
Цель проекта:
Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста
Задачи проекта:
Создать условия, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
Совершенствовать навыки различия предметов по их свойствам: цвету форме, величине;
Обогатить представления родителей о сенсорном развитии детей через дидактические игры.
Принципы построения проекта.
- Системность
- Учёт возрастных особенностей детей
- Дифференцированный подход
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
- Поэтапное использование игр
- Гуманное сотрудничество педагога и детей
- Высокий уровень трудности
Тип проекта – познавательно-игровой
По числу участников – групповой.
По времени проведения – долгосрочный.
Участники проекта:
воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.
Предполагаемые результаты:
- Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста
- Дети имеют представления о форме, величине, цвете предметов
- Дети могут группировать предметы по заданному признаку
- Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста и принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Этапы реализации проекта
1-й этап – подготовительный (июль – август 2021 г.)
2-й этап – практический (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.) :
3-й этап – обобщающий (май 2022г.)
На подготовительном этапе:
– изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО;
- мониторинг, анализ полученных результатов, выводы;
- анкетирование родителей.
Кроме этого на подготовительном этапе был разработан проект оформления сенсорной стены, который впоследствии был реализован и использовался как инструмент для формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста.
Краткое описание сенсорной стены (Рисунок 1) :
- в центре расположено «сенсорное дерево» с мешочками разного цвета и контейнерами для атрибутов соответствующего цвета;
- слева дидактическая игра «Свари компот или борщ»;
- справа дидактическая игра «Веселая прачечная».
Неподалеку от сенсорной стены расположена настенная крупная мозаика : в нее дети также с большим интересом играют, запоминая цвет и название геометрических фигур.
Большую помощь в оформлении сенсорной стены оказали родители : вырезали сенсорное дерево, шили мешочки, изготавливали сенсорные игры из яркого экологичного материала фетра.
На 2 этапе работа велась с детьми и их родителями. Работа с детьми включала в себя организацию дидактических игр с малышами у сенсорной стены.
Дидактические игры на сенсорной стене.
1. «Разложи овощи и фрукты» - дети из контейнера под деревом берут атрибуты - овощи и фрукты и раскладывают в мешочки, которые висят на сенсорном дереве в соответствии с цветом.
2. «Свари компот или борщ». На стене висит большая «кастрюля», мешочки с овощами и фруктами. Воспитатель дает задание сварить борщ или компот, дети в соответствии с заданием выкладывают в кастрюлю овощи или фрукты. Игру можно усложнить с помощью карточек: воспитатель предлагает сложить в кастрюлю те овощи или фрукты, которые изображены на карточке.
3. «Веселая прачечная». На стене висит большая «стиральная машина», веревочка с прищепками и кармашки с одеждой. Воспитатель предлагает «постирать вещи», а затем развесить их сушить. Игра усложняется с помощью карточек: развесить вещи в том порядке, какой они видят на карточке.
4. «Мозаика» - дети выкладываю рисунок в соответствии с образцом, который воспитатель им предлагает. Мозаика яркая, крупная, поэтому дети с удовольствием в нее играют.
Сенсорная стена - любимое место для малышей, она привлекает детей яркими атрибутами, которые можно потрогать, разложить в мешочки по цвету, повесить на верёвочку на прищепки, сложить в кастрюлю и т. д. В процессе игры дети знакомились с понятиями «суп», «компот», «прачечная»; закрепляли названия овощей и фруктов, одежды, умение делить их на группы; развивали мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Главная особенность этих игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
С родителями на этом этапе проводились консультации по теме «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?», беседы о роли развивающих игр для малышей, совместные игры. Родители активно привлекались к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
3-й этап включал в себя анализ результатов проекта, обобщение опыта работы для презентации педагогическому сообществу
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективы развития проекта:
• дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;
• ознакомление с опытом работы коллег
Список литературы
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. 144 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
3. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. 352 с.