Папки-передвижки

Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены

Яшкина Татьяна Владимировна
Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Публикация «Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены» размещена в разделах

Дети раннего возраста – это особые дети. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что «. все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит сенсорное развитие ребенка раннего возраста в благоприятные условия [2]. Сенсорное развитие в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. В. С. Мухина устанавливает, что в связи с овладением предметной деятельностью у ребенка складываются новые действия восприятия, особенно орудийные и соотносящие, которые и способствуют более полному и всестороннему восприятию [3]. Как указывает Л. А. Венгер, главной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является обогащение их представлений о свойствах предметов. Основное содержание сенсорного развития детей раннего возраста состоит в восприятии формы, величины, цвета [1].

Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем. Поэтому очень важно создать для него соответствующую развивающую среду.

Представляем вашему вниманию проект «Формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены»

Цель проекта:

Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста

Задачи проекта:

Создать условия, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

Совершенствовать навыки различия предметов по их свойствам: цвету форме, величине;

Обогатить представления родителей о сенсорном развитии детей через дидактические игры.

Принципы построения проекта.

- Системность

- Учёт возрастных особенностей детей

- Дифференцированный подход

- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала

- Поэтапное использование игр

- Гуманное сотрудничество педагога и детей

- Высокий уровень трудности

Тип проекта – познавательно-игровой

По числу участников – групповой.

По времени проведения – долгосрочный.

Участники проекта:

воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.

Предполагаемые результаты:

- Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста

- Дети имеют представления о форме, величине, цвете предметов

- Дети могут группировать предметы по заданному признаку

- Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста и принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Этапы реализации проекта

1-й этап – подготовительный (июль – август 2021 г.)

2-й этап – практический (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.):

3-й этап – обобщающий (май 2022г.)

На подготовительном этапе:

– изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО;

- мониторинг, анализ полученных результатов, выводы;

- анкетирование родителей.

Кроме этого на подготовительном этапе был разработан проект оформления сенсорной стены, который впоследствии был реализован и использовался как инструмент для формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста.

Краткое описание сенсорной стены (Рисунок 1):

- в центре расположено «сенсорное дерево» с мешочками разного цвета и контейнерами для атрибутов соответствующего цвета;

- слева дидактическая игра «Свари компот или борщ»;

- справа дидактическая игра «Веселая прачечная».

Неподалеку от сенсорной стены расположена настенная крупная мозаика: в нее дети также с большим интересом играют, запоминая цвет и название геометрических фигур.

Большую помощь в оформлении сенсорной стены оказали родители: вырезали сенсорное дерево, шили мешочки, изготавливали сенсорные игры из яркого экологичного материала фетра.

На 2 этапе работа велась с детьми и их родителями. Работа с детьми включала в себя организацию дидактических игр с малышами у сенсорной стены.

Дидактические игры на сенсорной стене.

1. «Разложи овощи и фрукты» - дети из контейнера под деревом берут атрибуты - овощи и фрукты и раскладывают в мешочки, которые висят на сенсорном дереве в соответствии с цветом.

2. «Свари компот или борщ». На стене висит большая «кастрюля», мешочки с овощами и фруктами. Воспитатель дает задание сварить борщ или компот, дети в соответствии с заданием выкладывают в кастрюлю овощи или фрукты. Игру можно усложнить с помощью карточек: воспитатель предлагает сложить в кастрюлю те овощи или фрукты, которые изображены на карточке.

3. «Веселая прачечная». На стене висит большая «стиральная машина», веревочка с прищепками и кармашки с одеждой. Воспитатель предлагает «постирать вещи», а затем развесить их сушить. Игра усложняется с помощью карточек: развесить вещи в том порядке, какой они видят на карточке.

4. «Мозаика» - дети выкладываю рисунок в соответствии с образцом, который воспитатель им предлагает. Мозаика яркая, крупная, поэтому дети с удовольствием в нее играют.

Сенсорная стена - любимое место для малышей, она привлекает детей яркими атрибутами, которые можно потрогать, разложить в мешочки по цвету, повесить на верёвочку на прищепки, сложить в кастрюлю и т. д. В процессе игры дети знакомились с понятиями «суп», «компот», «прачечная»; закрепляли названия овощей и фруктов, одежды, умение делить их на группы; развивали мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Главная особенность этих игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.

С родителями на этом этапе проводились консультации по теме «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?», беседы о роли развивающих игр для малышей, совместные игры. Родители активно привлекались к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

3-й этап включал в себя анализ результатов проекта, обобщение опыта работы для презентации педагогическому сообществу

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективы развития проекта:

• дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;

• ознакомление с опытом работы коллег

Список литературы

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. 144 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.

3. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. 352 с.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены
Опубликовано: 9 октября 2024 в 13:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством интерактивной сенсорной стены» (включая файлы) размещена пользователем Яшкина Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД