Марина Борискина
Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире
Дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни человека». Наша жизнь претерпела сильные изменения за последние 70-80 лет, но природа детства осталась прежней, как 100, 200 и 1000 лет тому назад дети хотят играть и познакомиться с истоками русской культуры, как наши предки водить хороводы, знать заклички, календарные праздники, традиции. Но за последнее время отношение взрослых к детской игре и эмоциональным потребностям ребенка изменилось, стало другим, уступая место обучению. Многие родители считают игры своих детей делом не серьезным и сами утратили практические способности играть с детьми, передавать народную игровую культуру детям.
Публикация «Формирование семейных и нравственных ценностей в современном мире» размещена в разделах
Тем не менее один из самых благоприятных периодов приобщения к отечественным ценностям – это детство, время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры.
Народная игра и приобщение к традициям, культуре русского народа является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников. С игры, со знания традиций начинается многое. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
Народные игры требуют внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. В этих играх много юмора, шуток, задора, они сопровождаются народным фольклором: считалками, потешками. Дети их любят и с желаниям играют в свободное время. Вот поэтому так велико значение народной игры и освоения народных традиций в современной дошкольной педагогике.
С целью восстановления этого культурного пласта в нашем дошкольном учреждении МБДОУ Образовательное учреждение №13 «Солнышко» и реализуется порциальная программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте». Эта программа помогает организовать общение ребенка с воспитателем, с родителями, со сверстниками в непринужденной доброжелательной обстановке. На «Истоковских» занятиях именно общению отводится центральное место. Дети учатся не перебивая слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Ценным является то, что дети общаются со взрослыми и в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги, совместные игры и хороводы создают условия для удовлетворения потребности детей в общении. Дети, действуя вместе со взрослыми, учатся жизни, а взрослые, общаясь с детьми, передают им свой жизненный опыт.
В последние годы очень актуальными являются задачи объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данную задачу и позволяет решить программа «Истоки», где работа с родителями является важным ключевым элементом.
Только совместными усилиями и общими ценностными идеями можно вырастить детей с хорошим здоровьем, устойчивой психикой и правильными духовно-нраственными ориентирами. Родители и взрослые должны помнить, что человек, воспитывающий ребенка должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям, а «Истоки» дают тот жизненный ориентир и те основы духовности, без которых невозможно прожить в современном обществе. Эта программа имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России и нравственности в наше непростое время, где в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. У современных детей искажены представления о добре и зле, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современных детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нарастающий объем информационного поля (компьютеры, телевидение) приводит к размыванию и искажению духовно-нравственных ориентиров и нелегким бременем ложатся на душу неокрепшего ребенка.
Пусть предложенный опыт по внедрению программы «Истоки» вдохновит как можно больше педагогов дошкольных учреждений и родителей и подарит им радость совместного с детьми творения и сотрудничества, а также приумножения Добра, Света, Радости.
Воспитатель подготовительной группы