Вероника Сулейманова
Формирование самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста средствами труда
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста средствами труда
Рахматуллина Раиса Сергеевна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №30»
город Казань
Мир разнообразен. Каким он будет? Необходимо верить, что он будет еще лучше. Мы, педагоги, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет Человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Публикация «Формирование самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста средствами труда» размещена в разделах
Главным направлением детского сада и семьи является создание условий для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, а основной задачей деятельности воспитателей становится целенаправленная систематическая организация работы по обеспечению равенства возможностей ребенка для дальнейшего обучения в школе. Большие возможности для формирования самостоятельности и ответственности заключены в различных видах труда. Труд обогащает кругозор дошкольников, знакомит с основами культуры деятельности: планирование, организация, последовательное осуществление задуманного и получение нужного результата - все эти умения будут необходимы ребенку для его дальнейшего обучения. Остановимся на таких видах труда, как труд в природе и ручной труд.
Например, труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение он имеет для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, формируются координация, ответственность, волевые усилия и нравственные качества. Разнообразие, яркость и красота природы оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности и самостоятельности мышления.
Трудовые действия в групповых центрах природы, коллективная работа на участках детского сада воспитывают бережное отношение к окружающему миру, любовь ко всему живому, что немало важно в формировании личности ребенка в целом.
В старшем дошкольном возрасте открываются большие возможности для развития самостоятельности и интереса детей к ручному труду, так как его содержание очень разнообразно. Работа с бумагой, картоном, тканью, бросовым и природным материалом приносит удовлетворение детям, они получают практику живого обучения, сотрудничества, помощи друг- другу при испытании каких - либо трудностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Воспитанники приобретают ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере накопления определенного опыта возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов - все это пригодится ему в дальнейшей жизни.