Марина Сычкова
Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные произведения многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующую законам онтогенеза речи человека от самого рождения.
К сожалению, по словам доцента кафедры логопедии МПГУ, кандидата педагогических наук Марины Любимовой, сегодняшняя практика логопеда показывает, что не только увеличивается число детей, которые приходят с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких нарушений.
Публикация «Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Системный анализ структуры речевого дефекта показывает нарушенное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь, общей и мелкой моторики и др. Своевременная коррекция нарушенных процессов позволяет восполнить и добиться нормального онтогенеза ребенка. Фольклор помогает сопровождать речевым материалом все действия с ребенком с младенческого возраста, что способствует развитию или коррекции речи ребенка.
Моя педагогическая практика показывает, что коррекция нарушений развития речи, использующая наследие предков во всем многообразии фольклорных форм, является успешной. Так как в настоящее время достаточно активно развивается нейропсихологическое направление в логопедии, то я также использую его приемы. В своей коррекционной работе с детьми имеющими ОНР, ФФН, дизартрию, я активно применяю все виды фольклора. И нахожу в них проявление современных направлений логопедической работы. Результаты моей работы показывают благоприятное воздействие русского народного творчества на формирование восприятия и порождения речи, понимания речевого воздействия и умения формулировать высказывание.
Работая в логопедической группе при тесном взаимодействии с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре мы имеем возможность комплексного подхода в коррекционной работе. Так в коррекции дизартрии важно развитие общей моторики ребенка. Эффективным приемом в этом служит применение русских народных игр. Такие игры как «Салки», «Гуси», «Горелки», «У медведя во бору» и др. помогают развивать ловкость, увеличивают объем активных движений, формируют темп, ритм и переключаемость движений. Комплексный подход позволяет детям играть на прогулке, во время занятий музыкой и физической культурой. Это оказывает положительную динамику в коррекции речевых нарушений.
Всем известна тесная взаимосвязь развития речи и мелкой моторики. Структура каждого логопедического занятия включает упражнения на развитие мелкой моторики ребенка. В своей практике я активно применяю пестушки и игры, такие как: «Сорока –ворона», «Ладушки», «Три колодца». При поглаживании ладони ребенка колючим массажным мячом, я сопровождаю все действия проговариванием слов пестушки «Сорока-ворона», а при перечислении действий персонажа на каждый палец надевается массажное колечко.
При этом за короткое время удается оказать воздействие на точки, связывающие мелкую моторику и развитие головного мозга, формировать правильное речевое дыхание, слоговую структуру слова, интонационную окраску голоса и формирование понятия о пользе труда (один из пальцев ничего не получил из-за безделья).
Игра в «Ладушки» задействует одновременную работу обеих полушарий головного мозга. Меняя последовательность хлопков двумя руками, с перекрестными хлопками о руки напарника, развивается межполушарное взаимодействие, формируются предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Работа над формированием связной речи является одним из трудоемких процессов в формировании речи детей. Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Загадка легко запоминается, интересна детям, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. В своей практике я использую загадки на фронтальных занятиях по развитию речи. Богатейшее разнообразие загадок позволяет подобрать их при изучении каждой лексической темы. Работу с загадкой условно можно разделить на несколько этапов.
I этап. Знакомство с загадкой. Сразу после знакомства с загадкой, происходит анализ информации, при этом используется внутренняя речь, оречевляется только ответ. Часто он неверный. Если дети сразу дали верный ответ, то на помощь я зову сказочного героя, который озвучивает неправильный, но логически близкий ответ. Я могу и сама дать такой ответ, но детям сложно со мной дискутировать, общение с вымышленным персонажем снимает психологическую неловкость. Неправильный ответ нужен для формирования умения анализировать поступившую информацию.
II этап. Выбор правильного ответа. Выслушав все поступившие ответы, происходит обсуждение. Так в загадке: «Эта рыжая плутовка в сказке всех обманет ловко. Ловит уточек и зайцев. Ей на зуб не попадайся.» Возможны два варианта либо белка, либо лиса. Дети часто опираются на один из признаков. По цвету подходит лиса и белка, но белку плутовкой не зовут. Также анализируем предпочтения в еде, белка не ловит уточек и зайцев. В лесу встреча с белкой не опасна, тогда как лиса – хищное животное. Дети делают вывод, что это - лиса.
Так в процессе обсуждения загадки дети расширяют словарный запас, учатся аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять имеющиеся знания с новыми фактами об изучаемом предмете. Все эти умения формируют навык связной речи.
Также трудно переоценить значение пословиц, поговорок и сказок в становлении выразительной, образной, красочной речи.
Развитие связной речи происходит одновременно с формированием у детей абстрактных понятий, развитием анализа и синтеза, обобщения. Из своей практики отмечаю, что наиболее трудным понятием является материал, связанный с календарем. Времена года и части суток очень долго усваиваются всеми детьми и особенно ребятами с нарушениями речи. В моей методической копилке есть книга «365 сказок и историй на каждый день» под редакцией Г. Кирияк, Ю. Лопатиной, О. Луценко. В этой книге на каждый день календаря подобрана пословица и художественное произведение. Каждое утро во время заполнения дневника наблюдения природы дети знакомятся с новой пословицей. Например, в конце ноября я прочитала детям пословицу: «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется». В ходе обсуждения закрепили знания о словообразовании (осень- осенний, переносном значении слов (сеется, тянется, пополнили предметный и глагольный словарь. Все эти знания, применяемые в речи ребенка, позволяют формировать связную монологическую речь.
Фольклорные произведения, воспринимаемые ребенком с младенчества, развивают высшие психические функций, общую и мелкую моторику, голос, слух, дыхание. Все это является фундаментом для речевого развития.