Папки-передвижки

Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества

Марина Сычкова
Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорные произведения многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующую законам онтогенеза речи человека от самого рождения.

К сожалению, по словам доцента кафедры логопедии МПГУ, кандидата педагогических наук Марины Любимовой, сегодняшняя практика логопеда показывает, что не только увеличивается число детей, которые приходят с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких нарушений.

Публикация «Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества» размещена в разделах

Системный анализ структуры речевого дефекта показывает нарушенное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь, общей и мелкой моторики и др. Своевременная коррекция нарушенных процессов позволяет восполнить и добиться нормального онтогенеза ребенка. Фольклор помогает сопровождать речевым материалом все действия с ребенком с младенческого возраста, что способствует развитию или коррекции речи ребенка.

Моя педагогическая практика показывает, что коррекция нарушений развития речи, использующая наследие предков во всем многообразии фольклорных форм, является успешной. Так как в настоящее время достаточно активно развивается нейропсихологическое направление в логопедии, то я также использую его приемы. В своей коррекционной работе с детьми имеющими ОНР, ФФН, дизартрию, я активно применяю все виды фольклора. И нахожу в них проявление современных направлений логопедической работы. Результаты моей работы показывают благоприятное воздействие русского народного творчества на формирование восприятия и порождения речи, понимания речевого воздействия и умения формулировать высказывание.

Работая в логопедической группе при тесном взаимодействии с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре мы имеем возможность комплексного подхода в коррекционной работе. Так в коррекции дизартрии важно развитие общей моторики ребенка. Эффективным приемом в этом служит применение русских народных игр. Такие игры как «Салки», «Гуси», «Горелки», «У медведя во бору» и др. помогают развивать ловкость, увеличивают объем активных движений, формируют темп, ритм и переключаемость движений. Комплексный подход позволяет детям играть на прогулке, во время занятий музыкой и физической культурой. Это оказывает положительную динамику в коррекции речевых нарушений.

Всем известна тесная взаимосвязь развития речи и мелкой моторики. Структура каждого логопедического занятия включает упражнения на развитие мелкой моторики ребенка. В своей практике я активно применяю пестушки и игры, такие как: «Сорока –ворона», «Ладушки», «Три колодца». При поглаживании ладони ребенка колючим массажным мячом, я сопровождаю все действия проговариванием слов пестушки «Сорока-ворона», а при перечислении действий персонажа на каждый палец надевается массажное колечко.

При этом за короткое время удается оказать воздействие на точки, связывающие мелкую моторику и развитие головного мозга, формировать правильное речевое дыхание, слоговую структуру слова, интонационную окраску голоса и формирование понятия о пользе труда (один из пальцев ничего не получил из-за безделья).

Игра в «Ладушки» задействует одновременную работу обеих полушарий головного мозга. Меняя последовательность хлопков двумя руками, с перекрестными хлопками о руки напарника, развивается межполушарное взаимодействие, формируются предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Работа над формированием связной речи является одним из трудоемких процессов в формировании речи детей. Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Загадка легко запоминается, интересна детям, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. В своей практике я использую загадки на фронтальных занятиях по развитию речи. Богатейшее разнообразие загадок позволяет подобрать их при изучении каждой лексической темы. Работу с загадкой условно можно разделить на несколько этапов.

I этап. Знакомство с загадкой. Сразу после знакомства с загадкой, происходит анализ информации, при этом используется внутренняя речь, оречевляется только ответ. Часто он неверный. Если дети сразу дали верный ответ, то на помощь я зову сказочного героя, который озвучивает неправильный, но логически близкий ответ. Я могу и сама дать такой ответ, но детям сложно со мной дискутировать, общение с вымышленным персонажем снимает психологическую неловкость. Неправильный ответ нужен для формирования умения анализировать поступившую информацию.

II этап. Выбор правильного ответа. Выслушав все поступившие ответы, происходит обсуждение. Так в загадке: «Эта рыжая плутовка в сказке всех обманет ловко. Ловит уточек и зайцев. Ей на зуб не попадайся.» Возможны два варианта либо белка, либо лиса. Дети часто опираются на один из признаков. По цвету подходит лиса и белка, но белку плутовкой не зовут. Также анализируем предпочтения в еде, белка не ловит уточек и зайцев. В лесу встреча с белкой не опасна, тогда как лиса – хищное животное. Дети делают вывод, что это - лиса.

Так в процессе обсуждения загадки дети расширяют словарный запас, учатся аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять имеющиеся знания с новыми фактами об изучаемом предмете. Все эти умения формируют навык связной речи.

Также трудно переоценить значение пословиц, поговорок и сказок в становлении выразительной, образной, красочной речи.

Развитие связной речи происходит одновременно с формированием у детей абстрактных понятий, развитием анализа и синтеза, обобщения. Из своей практики отмечаю, что наиболее трудным понятием является материал, связанный с календарем. Времена года и части суток очень долго усваиваются всеми детьми и особенно ребятами с нарушениями речи. В моей методической копилке есть книга «365 сказок и историй на каждый день» под редакцией Г. Кирияк, Ю. Лопатиной, О. Луценко. В этой книге на каждый день календаря подобрана пословица и художественное произведение. Каждое утро во время заполнения дневника наблюдения природы дети знакомятся с новой пословицей. Например, в конце ноября я прочитала детям пословицу: «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется». В ходе обсуждения закрепили знания о словообразовании (осень- осенний, переносном значении слов (сеется, тянется, пополнили предметный и глагольный словарь. Все эти знания, применяемые в речи ребенка, позволяют формировать связную монологическую речь.

Фольклорные произведения, воспринимаемые ребенком с младенчества, развивают высшие психические функций, общую и мелкую моторику, голос, слух, дыхание. Все это является фундаментом для речевого развития.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества
Опубликовано: 8 января 2022 в 11:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование, развитие и коррекция речи при изучении устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сычкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД