Лущук
Формирование психомоторной готовности ребенка дошкольного возраста к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Какой человеческий орган обслуживает механизм эмоций, чувств, мыслей, образов, движений, памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, которые, сливаясь в целостность, образовывают функциональный орган. Психомоторика - действенный орган человека. Это орган человека, а не тела. На протяжении почти всей истории деятельности человека психомоторика и ее функции были и остаются в основном средством образования другой природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые есть носителями духовных приобретений человечества, - живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники, технологий и др.
Важной особенностью человеческих движений и действий является их сознательный и целеустремленный характер. Действуя, человек познает мир, а познавая его - тоже действует.
Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также комбинированных систем двигательных действий человек заучивает в детстве.
Впечатление, что психомоторика равна сумме мысли и движения ошибочное. Так как все начинается с движений. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение у него феномена "спутанной энергии", проще говоря, обречь ее на гибель.
Строение мыслительного тела человека - уникальное. Психомоторика не имеет в себе барьеров, что отделяют человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность дает возможность понять мышление.
психомоторные процессы объединяют в единую и неразделимую целостность три компонента: 1) мыслительное тело; 2) предмет; 3) психомоторные процессы, что обеспечивают возможность обмену энергией и информацией между мыслительным телом и предметом.
Чтоб построить правильные движения нужно:
1) покорить своей воле наисложнейшую биомеханику собственного тела;
2) сделать свое тело послушным;
3) соответственными движениями вести свое тело к цели.
Чем больше подвижных психомоторных действий может делать человек, тем больше усовершенствованным является ее мышление, тем больше соответственных предметов, явлений, мыслей, чувств и образов помещается в душе человека.
Психомоторика - орган человека, его механизм действий и искусство ее регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и поступков, она - зеркало мышления, чувств и воображения.
Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе "мыслительное тело - предмет". Мыслительное тело человека способно до нескончаемого количества действий, что никак нельзя предвидеть наперед, и в том числе - телесно запрограммированных инстинктов.
Психомоторика - рабочий орган, единство движений с образом, мыслью, чувствами - эталонами, мерками, соответственно которым регулируются движения. Точность мышления, глубина чувств и действительность воображения - точность движений.
Основными проявлениями психомоторики являются такие классы движений и действий:
- движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положения тела человека в пространстве;
- состояния и позы нашего тела - это грациозность фигуры, осанка, апломб и стойкость придерживания вертикальной линии (от головы до пяток, и наоборот - кривляка, позер и др. ;
- локомоции - движения, связанные с перемещением человеком собственного тела: их особенности проявляются при ходьбе, беге, прыжках, плаванье и т. д. ; сюда входят и баллистические движения: ловление и схватывание предмета, который лежит или перемещается, силовые и ударные движения, метание предметов с установкой на ловкость, дальность и т. д. ;
- выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций, семантические движения - носители смысла, знаков, значения, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют движения с отсутствующими предметами;
- рабочие движения и действия, которые являются средствами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность труда, экономию затрат силы и способствуют усовершенствованию реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти бесконечно: и тех, что уже известные и усвоенные, и тех, которые еще будут найдены.
Вот почему психомоторика человека универсальна и разносторонняя. С ее помощью человек способен решать разные жизненно важные задачи. Потому, что действительное бытие человека - это ее действие, деятельность, а не зависимость от обстоятельств.
Действуя, человек способен: а) наблюдать за своим действием, б) контролировать ее изнутри себя, в) изменять ее продукт в собственную суть - систему способностей. Во время действия человек будто ведет диалог сам с собой, строит и перестраивает реальный план движений согласно со своим желанием.
Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.
Психомоторика - почни единственный способ, снаряжение человека, благодаря которому она имеет практическую возможность включаться в окружающее, изменять его, образовывая новые предметы и явления собственными силами - "золотыми руками".
Отсюда выплывает: психомоторное действие - действенный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а мысля - действует, действует даже тогда, когда предметов руками не трогает.
Психомоторика - живая система. К ее составу входят такие относительно самостоятельные, но специализированные составные:
1) идеомоторика;
2) сенсомоторные процессы;
3) произвольные моторные процессы - действия.
Идеомоторные процессы возникают при воображении желанных движений и действий или только при появлении одной лишь мысли о них. Идеомоторный значит то, что образ, чувство или мысль передаются внешне средствами моторики. Хотя процессы идеомоторики не всегда заметны и проявляются только специальными приборами, все-таки их роль в жизни и деятельности человека сложно переоценить.
Сенсомоторные процессы обеспечивают: ту или иную скорость, точность реагирования на влияния, что идут к человеку внешне и требуют соответственной защиты себя от безопасности; регулирование силы внешнего влияния в технических системах или для сбережения собственной жизни.
Произвольные моторные процессы психомоторики характеризуют человека, признавая ее умения действовать, эстетичность ее движений, а также способность к психомоторному творчеству.
Развитие психомоторики, как органа познания, провоцирует воспитанию таких творческих способностей.
1. В психомоторном действии укоренились элементы мысли ребенка: дети, обделены в этом виде активности, отстают от ровесников и в умственном развитии.
2. Природа человеку выделила определенный период жизни (от 5 до 8-10 лет) для усовершенствования психомоторики ("век грации", когда движения ребенка приобретают утонченности и очарования, стройности и изысканности, отражают гармонию детской души.
3. Чувственность к гармонии, ее сознательное развитие в "веке грации" закладывают фундамент для отделения меры гармонии строения предметов и явлений поза ребенком, способствуют использованию чувства гармонии как инструмента творчества.
Пренебрежение развития чувственности - ограничения творческих способностей. Понятно, их можно немного компенсировать и довести до оптимального уровня, зарожденного природой.
4. Систематическое развитие чувств гармонии в "веке грации" средствами психомоторных действий с установкой на различие качеств и состояния гармонии движений открывает ребенку возможность развить такие способности:
а) оценивать усовершенствование гармонии и ее частей, измерять их качество и оценивать то или иное состояние за эталонами, образцовыми мерками, которые сберегаются в памяти;
б) сознательно определять направление развития гармонии - к вершине ее усовершенствования, опережая воображением, чувствами и мышлением действительность бытия потенциальной гармонии в предметах и явлениях;
в) пользоваться "шкалой этапов гармонии" и выявлять средства (умственные и психомоторные, которые ведут от скрытой в предметах и явлениях гармонии; создавать механизм способности - всем известные задачи решать оригинальными способами.
5. Развита в детстве способность делать гармоничные движения дает:
а) возможность использовать закон переноса свойств гармонии на другие предметы и явления;
б) возможность ребенку, подростку, юноше на основании представления об отдельном - гармонию живого движения - оценивать и образовывать гармонию в сплочениях слов, звуков, цветах и природных веществах и воспитывать в себе творца.
Еще раз напомним: дети, подростки и юноши, ограниченные в психомоторной активности, отстают от своих сверстников в умственном и эмоциональном развитии.
Уровень развития психомоторики - мера наших возможностей в овладении пространством и временем. Потому, что все: мышление, чувства и воображение в ребенке (у взрослого - так же) - начинается с движения. Живое движение - единственное средство, которое материализует движения мыслей, чувств и воображения, к тому же живые наши движения, психомоторика - главные регуляторы не только наших действий и поступков, но и нашей энергетики.
Ограничить в человеке психомоторные движения - значит провоцировать в нем проявления феномена спутанной энергии; проще говоря, обречь ее на гиподинамию - болезнь нашего возраста. А лекарства от нее одни - живые движения и оптимальный уровень нагрузки психомоторики.
При условии оптимальной активности психомоторика исполняет такие энергетические функции:
- генератора энергии, которую вырабатывает психомоторика для нужд других органов нашего тела;
- трансформации одних видов энергии в другие - и тем самым обеспечивает здоровье и жизнь человека;
- создателя наших мыслей, образов и чувств - непосредственных регуляторов наших действий, поведения и деятельности.
Движение - это мысль, реализована в действии.