Татьяна Фербей
Формирование психологической грамотности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование психологической грамотности учащихся
Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д., умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.
Публикация «Формирование психологической грамотности учащихся» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д.
Общая психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.
Формирование психологической грамотности помогает школьнику расширить свой жизненный опыт, научиться решать жизненные задачи. Реализация этой цели подразумевает ряд задач:
1. Формировать психологические представления и знания у учащихся.
2. Формирование у учащихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации и личностному росту.
3. Развивать у учащихся рефлексию, способствовать расширению самосознания.
4. Способствовать развитию эмоциональной сферы, навыков саморегуляции.
Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным.
Содержание психологических знаний и умений отбирается в соответствии со следующими принципами:
1) Учет возрастных потребностей.
2) Учет возрастных особенностей, кризисов, новообразований.
3) Принцип ведущей деятельности.
Т. е. реализуется возрастно-психологический подход.
Младший школьный возраст – адаптация к школе, ведущая деятельность – учебная. Младший школьник овладевает общими учебными навыками и знаниями. Важнейшими новообразованиями кризиса 7 лет являются понятийное мышление, рефлексия, произвольность. В качестве основной потребности выступает познание. Эмоции младших школьников неустойчивы, но, как правило, преобладают положительные. Отношения в классе также являются еще неустойчивыми (особенно в 1-2 классах, общение носит деловой характер.
Интересы младших школьников, связанные с психологией, заключаются в следующем:
Прослушать интересную психологическую беседу.
Поиграть в интересные психологические игры.
Получить эмоциональную поддержку.
Содержание деятельности психолога :
1. Создание благоприятных условий для адаптации.
2. Знакомство с познавательными функциями.
3. Развитие эмоциональной сферы: знакомство с эмоциями, способами их выражения, обучение элементарным приемам снятия напряжения (особенного, связанного со школой).
4. Знакомство с понятием «общение».
5. Формирование установок на здоровый образ жизни (психологический аспект).
Подростковой возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую, и позитивную – старший подростковой возраст (13-15 лет).
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы [6].
Новообразования: произвольность, осознанность и интеллектуализация всех познавательных функций, их внутренне опосредование; появление «чувства взрослости», формирование «Я-концепции».
Характерные черты: Ведущая деятельность – общение (интимно-личностное). Референтная группа – сверстники. Эмоциональная сфера характеризуется повышенной чувствительностью, эмоции крайне неустойчивы. Характерно переживание чувства одиночества. Развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки. Происходит развитие интересов. Они еще неустойчивы и разноплановы. Стремление к новым ощущениям.
Основные потребности: физиологическая потребность, дающая импульс физической и сексуальной активности подростков; потребность в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребность в независимости и эмансипации от семьи; потребность в привязанности; потребность в успехе, в проверки своих возможностей; потребность в самореализации и развитии собственного Я [8].
Содержание деятельности психолога с младшими подростками:
1. Создание благоприятных условий для адаптации.
2. Формирование знаний об особенностях общения.
3. Формирование знаний об эмоциональной сфере.
4. Формирование представлений о личности человека.
5. Формирование более углубленных знаний о познавательной сфере.
6. Формирование представлений о здоровом образе жизни (психологический аспект, о психологическом здоровье (стресс).
Содержание деятельности психолога со старшими подростками:
1. Помощь в самопознание. Развитие представлений о себе.
2. Формирование знаний о личности (Я-концепция).
3. Формирование знаний об особенностях общения.
4. Углубление знаний о познавательной сфере.
5. Знакомство с миром профессий, требованиям к ним.
6. Углубление знаний об эмоциональной сфере.
7. Формирование знаний и умений здорового образа жизни.
Юношеский возраст период жизни от отрочества до взрослости. Ранняя юность имеет свою ситуацию развития. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. Характерна устремленность в будущее. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. Развитие когнитивных процессов достигает уровня взрослого человека. Продолжают развиваться общие и специальные способности. Для эмоций свойственна высокая избирательность. Настроение более устойчиво и осознанно.
Основные потребности: потребность в профессиональном самоопределении, потребность в выборе жизненных ценностей, потребность в самопознании и самоопределении, потребность в привязанности.
Содержание деятельности психолога со старшеклассниками:
1. Формирование целостного понимания о психике человека.
2. Помощь в профессиональном и личностном самоопределении.
3. Развитие навыков самопрезентации, формирование и углубление знаний о социальной перцепции.
4. Формирование навыков целеполагания и планирования.
5. Углубление знаний и умений здорового образа жизни.
Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.