Каюмова Анна Михайловна
Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
▼ Скачать + Заказать документы
В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца было установлено, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению.
Публикация «Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту» размещена в разделах
Данная сторона вопроса является весьма важной, так как новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов ребенка. Д. Б. Элькониным психические процессы были сгруппированы по двум основным сферам деятельности. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми (развитие мотивационных и аффективных процессов, становление самооценки, а операционально-техническая - его отношениями с предметным миром (развитие символической функции).
Рассмотрим кратко развитие мотивационно-смысловых аспектов деятельности. Важнейшую роль в реализации новой внутренней позиции, по мнению М. Р. Гинзбурга, играют перестройки мотивационных процессов. Адекватным внутренней позиции школьника является сочетание учебного мотива с социальными. В 6 лет наряду с ними широко представлен неадекватный ей игровой мотив: для многих детей школа выступает как место, где собрались сверстники, с которыми можно играть. В этом случае имеющиеся элементы внутренней позиции школьника оказываются бездейственными. Если в жизни детей достаточное место отводится сюжетно-ролевой игре, то игровой мотив полноценно удовлетворяется и на протяжении 7-го года жизни уступает ведущее место учебному и социальному. В противном случае он нередко остается одним из доминирующих, переносясь в неадекватную ему сферу учебы.
Можно заметить, что мотивы определяют общее направление деятельности ребенка. Однако характер протекания каждого отдельного действия не обязательно соответствует этому направлению. Он зависит от эмоционального отношения ребенка к ситуации, к решаемой задаче и т. п. Так, ребенок может прийти в школу, чтобы учиться (т. е. под влиянием учебного мотива, но при столкновении с учебной задачей обнаружить, что она ему скучна и неинтересна (отсутствует эмоция, обеспечивающая реализацию этого мотива). Эмоции выступают непосредственными регуляторами деятельности. Мотивы, не сопровождающиеся адекватными им эмоциями, оказываются только знаемыми, а не реально действующими. (А. Н. Леонтьев)
Изучение развития эмоциональной сферы 6 - 7 -летних детей показало, что формирование учебного мотива и соответствующих ему эмоций (положительного отношения к учебным задачам) протекают параллельно. В то же время социальные эмоции (отношение к другим людям, зафиксированное социальными нормами) формируются медленнее соответствующих им мотивов. На протяжении 7-го года жизни дети научаются ориентироваться на социальные нормы, осуществляя «абстрактную» оценку другого человека. Однако эта оценка не направляет их реальной деятельности и проявляется лишь в беседе со взрослым. (Т. А. Нежнова)
В исследованиях Е. З. Басиной, М. Р. Гинзбурга было установлено, что на 7-м году жизни начинает складываться обобщенная самооценка, а у некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий, ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.
Особый интерес приобретает изучение операционально-технических аспектов деятельности, от которых зависит степень ее успешности. В период «кризиса 7 лет» важнейшими направлениями развития операционально-технической стороны деятельности являются: формирование произвольности, наглядно-образного мышления, символической функции.
Согласно Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи. Однако при чересчур жестком руководстве со стороны взрослых их указания могут стать для ребенка самодовлеющими, не организуя, а подменяя собой его собственную ориентировку в действительности.
Существенное значение по мнению А. Л. Венгера имеет появление к 6 годам высокого уровня развития наглядно - образного мышления у детей, в частности способности к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового - сознательного - отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.
Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника, в формировании образа «Я», опосредующего отношение ребенка к самому себе. Bнеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). (Л. С. Выготский)
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7-ми лет. Источник этих преобразований - изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом.