Имангажинова Самал
Формирование пространственных представлений у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного человека необходима развитая пространственная ориентировка, поскольку восприятие пространства имеет важное место во взаимосвязи человека с окружающей средой. Ритм развития общества требует от нас способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Научная литература показывает, что пространственные различия проявляются сначала, но при этомсчитаются тяжелым процессом, чем отличие качеств предметов. Оптико пространственные функции интенсивно формируются в возрасте 5-7 лет.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей с дизартрией» размещена в разделах
Для результативного обучения в школе имеет большое значение достаточной сформированности оптико-пространственных функции : пространственные представления, зрительный гнозис, зрительный анализ и синтез, зрительно-моторная координация. Несформированность пространственных представлений негативно сказывается на интеллектуальный уровень развития ребенка, например, в процессе конструирования такие дети с трудом сочленяют целое из частей, воспроизводят заданную форму, у них разрушается графическая деятельность. Таким образом, возникают сложности при овладении чтением, счетом и письмом.
Л. С. Выготский писал, что «психика ребенка дошкольного наиболее восприимчива к развитию представлений о пространстве и времени» [1, с. 68].
Пространственно-временными представлениями занимался ряд отечественных (Е. В. Бочкина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. Е. Веракса, С. Л. Рубинштейн и др.).
Ученые считали что пространственно-временные представления отражают длительность времени и пространственные отношения. Эти представления формируются у детей дошкольного возраста к 7 годам, до этого возраста, детям трудно ориентироваться во времени и пространстве. Пространственно-временные представления считаются базовыми в процессе восприятия мира.
Е. В. Бочкина считает, что «они помогают увидеть дошкольнику структуру и создать его собственную модель – понимает стороны, воспринимает знаки на дорогах, определяет для себя такие понятия, как далеко и близко, рано и поздно» [2, c.56]. Данное понимание помогает, в дальнейшем, освоить множество различных видов деятельности, в которые входит и учебная деятельность. Если ребенок понимает временную последовательность и природные циклы (годовой, суточный и лунный, то ему становятся понятны и учебные задачи, т. к., они разработаны в линейной и циклической логике. В процессе формирования представлений о пространстве и времени ребенок приобретает:
дополнительное время на отдых;
время для любимого занятия или игры;
развитые аналитические навыки;
пониженный уровень стресса (часто дети переживают, если не понимают сколько времени осталось на выполнение задания);
сформированный навык расставления приоритетов;
умение решать несколько посильных задач одновременно.
В разные годы изучением данной проблемы занимались такие выдающиеся ученые как: И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, Н. Г. Маннелис, А. Р. Лурия, Н. И. Голубева.
Развитие зрительно-пространственных функций - длительный процесс. Он начинается с первых дней жизни ребенка [Н. Г. Маннелис 2000].
В научных трудах Н. И. Голубевой, зрительному анализатору принадлежит одна из главных ролей. Ведь именно в первый год жизни ребенка зрительное восприятие проходит значимый путь становления от безусловно рефлекторной реакции к более полному зрительному восприятию предмета.
И. М. Сеченов, отдал роль в восприятии пространства, четкой оценке предметов, окружающих человека, и выделил, что данную функцию выполняет зрение и осязание. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для возникновения и развития пространственной ориентировки. [5]
В Л. С. Выготского, А. Р. Лурии также рассматривались взаимосвязь речи и оптико-пространственных функции. Утверждается, что основой для успешного и гармоничного развития речи является выяснения реальных связей между предметами и явлениями окружающей действительности. [3]
Как показывают исследования, пространственные представления неразрывно связана с развитием мышления и речи. Расширение и углубление пространственных понятий начинается с появления в активном словаре дошкольника слов: вправо-влево, вперед-назад, близко-далеко.
Дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Речь ребенка с дизартрией теряет свою членораздельность и становится почти непонятной для окружающих. Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, О. Г. Приходько говорят о том, что у дошкольников с дизартрией возникают трудности с пространственной лексикой. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников с дизартрией сказывается на развитие грамотной связной речи у дошкольников, которая в последующем способствует нарушению усвоения чтения и письма.
Приходько О. Г. в своих трудах писала “что сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы” [8].
В большинстве случаев, у детей с дизартрическим нарушением наблюдаются недостатки интеллектуальной деятельности, которые проявляются в низкой умственной работоспособности, нарушений памяти и внимания. Так же для многих детей характерно медленное формирование и развитие пространственно - временных представлений, оптико – пространственного гнозиса, фонематического восприятия, конструктивного праксиса и соматогнозиса.
Нейропсихологический взгляд Т. Г. Визель подчеркивает речевые нарушения следующим образом: так как главным условием приобретения речи является связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с областью, которая перерабатывает их в речь (области речевого механизма, то для этого между областями мозга существуют проводники-белые волокна. Если же всё функционирует правильно, то будут формироваться речевые навыки. Если проводящие пути повреждены – речь не приобретается или приобретается частично – нарушение речи менее грубые [4].
Значимость овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию предоставляется взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного в будущем совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и последующее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.