Ксения Захарова
Формирование пространственно-временных представлений при составлении грамматических конструкций
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми с ОВЗ особенно актуальна проблема освоения пространства и времени, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей имеет нарушения.
Детям 5 - 7 лет сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем развития ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому ежедневная коррекционная работа необходима для повышения коммуникативных умений ребенка. Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии всех педагогов, работающих с детьми данной группы.
Публикация «Формирование пространственно-временных представлений при составлении грамматических конструкций» размещена в разделах
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Методы и приемы:
- Интересным приемом активизации речи детей является комментируемая игра. Его суть заключается в том, что педагог берет заранее подготовленный лист бумаги, на котором изображен какой - либо фон (небо, дорога, лес, город, река, шаблоны, картинки) вместе с детьми начинает придумывать сюжет. Дети накладывают на лист бумаги шаблоны и составляют предложения.
Пример:
- Смотри, у меня получился перекресток, сейчас по дорогам начнут свое движение машины. Но у нас еще будут деревья, дома.
- Слева поедет грузовая машина, почему она так называется?
- А справа? (кладу легковую машину на лист бумаги). Почему она так называется?
- А на остановке стоит автобус. Автобус – это какой вид транспорта? Почему он так называется?
- А по нашей дороге еще поедет пожарная машина. Это какой вид транспорта? Для чего она нужна? Если случиться пожар будем звонить по какому номеру?
-А как пешеходы смогут переходить дорогу? Что поможет пешеходам перейти дорогу?
- А чтоб на перекрестке не было аварий, что нужно установить?
Где мы его установим? Слева или справа? Что означают сигналы светофора?
А по небу летит самолет – это какой вид транспорта? Почему он так называется?
А какие ты еще знаешь виды транспорта? Почему они так называются?
( перед ребенком лежат шаблоны: легковых машин, грузовых, специального транспорта, автобусов, трамваев, самолетов, деревьев, остановок, домов, пешеходного перехода, светофора)
С помощью такой игры, можно отработать и закрепить пространственные представления, любой лексический материал. Вначале вся работа строится на индивидуальном занятии, затем в самостоятельной деятельности детей, так же элементы отрабатываются в утренние часы с воспитателем в индивидуальной работе. Такая игра, увлекает и побуждает ребенка к высказываниям. Дети легко описывают предметы, выделяют их существенные признаки, выражают свои мысли, предположения и придумывают интересные, красочные сюжеты.
- Речевая игра: «Составь предложение» или «Кто больше?» : составление предложений со словами из категории пространственно - временных представлений, и со словами из лексического материала, которое отрабатывается в течение всей неделе. Дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя слова из заданной категории ( 1 пример: слово – утро и слово – машина, утром я приехал на машине, утром папа забрал машину со стоянки, утром машина сломалась, утром у машины спустило колесо и т. д. 2 пример: слово – лево, слева от меня стол, слева - кубики, в левом углу - коробка). За каждое предложение ребенку дается фишка, побеждает тот, кто составит больше предложений.
- Речевая игра: «Живые картинки» – Ребенку дается пиктограмма (это послание в виде рисунков и схем) и он по ней составляет предложения.
Предлагаем оживить пиктограмму, подключить свои ощущения, эмоции. После того, как каждый ребенок составил предложения использовав пиктограмму, можно играть с подгруппой детей. Каждому ребенку даем картинку из пиктограммы, после этого, ребенок с картинкой – символизирует слово из пиктограммы. Дети должны выстроиться в колонну, в линейку в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. Закрепляем пространственные представления : кто 1-ое слово, кто 2-ое и т. д.
- Игровое упражнение «Составь схему предложения». При составлении схем предложения используем различный материал, например: манку, песок - рисуем пальцем схему предложений, пиктограмму, также выкладываем схему предложения пуговицами, мозаикой, семечками, шнурками (веревочками, крупами, камушками и другим подручным материалом. Очень привлекает детей использование конструктора «Лего» для составления схем предложений. Эти приемы способствует развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, развитие творческих способностей. А так же песок, манка - положительно влияют на психику ребёнка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
При составлении схем предложений закрепляем пространственные представления. (сколько слов, назови первое, второе слово и т. д)
Таким образом, работая над грамматическими конструкциями, над схемой предложения, мы закрепляем пространственно – временные представления, развиваем, тактильные ощущения, мелкую моторику, работаем над лексико - грамматическими категориями, развиваем связную речь, зрительное восприятие.
Обязательным условием эффективности коррекционной работы по формированию пространственных представлений, грамматических конструкций у детей с ОВЗ является взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса, включая специалистов детского сада и семью воспитанника. Родители являются участниками образовательного процесса, они владеют информацией о нашей работе, вместе с детьми мы показываем и рассказываем о методах и приемах, о тех играх, которые им нравятся. То, что мы делаем с детьми, является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка, а так же для готовности ребенка к школьному обучению.