Ольга Плескачева
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Здоровье детей является важным аспектом для здоровья всего человечества в целом. Так как все то, что закладывается в детстве, человек переносит во взрослую жизнь. В современном мире могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди. Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
«Здоровый образ жизни – путь к успеху» – под таким девизом живет наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.
Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В работе педагоги используют методики различных авторов, в том числе систему оздоровления дошкольников «Здоровячок» авторов Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко.
На занятиях детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления. Закрепляются представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
Коллектив МДОУ ставит перед собой следующие задачи:
• объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
• повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
• обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Предполагаемые результаты:
• снижение уровня заболеваемости;
• овладение детьми навыками здорового образа жизни.
Основные направления:
• оздоровительное;
• физическое развитие;
• эмоциональное благополучие;
• валеологическое.
Поэтому основной целью работы в нашем ДОУ является воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье. Таким образом, в ДОУ физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:
• формы работы
• время проведения в режиме дня
• возраст детей
• особенности методики проведения
Педагогический коллектив обеспечивает:
1. Использование технологий на занятиях:
• дыхательная гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
2. Обеспечение здорового ритма жизни :
• щадящий режим (адаптационный период);
• гибкий режим;
• наличие физкультурных уголков в группе;
• строгое соблюдение двигательного режима в течение дня;
• обеспечение благоприятного психологического климата;
• коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.
3. Физические упражнения:
• утренняя гимнастика;
• физкультурно-оздоровительные занятия;
• подвижные динамические, спортивные игры;
• бодрящая гимнастика после сна;
• спортивные праздники и развлечения.
4. Спецзакаливание:
• закаливание;
• дыхательная гимнастика;
• обширное умывание;
• хождение по «дорожкам здоровья»;
• полоскание горла и рта.
5. Психогигиенические мероприятия:
• элементы аутотренинга и релаксации;
• психогимнастика;
• элементы музыкотерапии.
Традиционным мероприятием в зимний период стало проведение «Недели здоровья», в которой активно задействованы все участники педагогического процесса: дети, педагоги, родители. Реализуя задачи всех десяти образовательных областей, воспитатели максимально интересно и содержательно проводят эту неделю. Во всех группах, в соответствии с возрастом детей, проходят самые различные мероприятия по теме недели. Бесспорно, знания о здоровом образе жизни, о правильном питании и пользе витаминов, о роли спорта для нашего здоровья, о необходимости соблюдения правил гигиены и т. д., помогут нашим детям расти более крепкими и здоровыми.
Тематическая неделя включает:
1. День чистоты и опрятности.
2. День здорового питания.
3. Знакомимся со строением организма.
4. День хорошего настроения.
5. День физкультуры и спорта.
Заканчивается «Неделя здоровья» большим музыкально-спортивным праздником на свежем воздухе.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи, родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна и таким образом приобщают дошкольников к здоровому образу жизни. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. Навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в дидактических, сюжетно-ролевых играх, упражнениях, в повседневной жизни.
Педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом в детском саду проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, способствующие повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка. Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Физкультурные занятия во всех возрастных группах проводятся 3 раза в неделю. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Нужно приучать ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.
Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.
Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.