Гладышева Юлия Вячеславовна
Формирование представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Я Гладышева Юлия Вячеславовна работаю в МАДОУ №456, мой педагогический стаж 17 лет. Учеба в педагогическом колледже укрепила мое желание посвятить себя воспитанию детей. Наибольший интерес в работе вызывает приобщение детей к здоровому образу жизни. Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Исходя из выше сказанного, темой моей работы стало «Формирование представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий»
Публикация «Формирование представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий» размещена в разделах
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Исследования таких авторов, как Андреева Н. А., Касьянова Л. Г., Новикова И. М. и других, позволили выявить общие для детей особенности представлений о здоровом образе жизни. В своей работе поддерживаю точку зрения Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной в том, что важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.
В своих разработках использовала методические рекомендации, практические разработки Л. Ф. Тихомировой, Л. А. Обуховой, М. Ю. Картушиной, М. Л. Лазаревой. Считаю, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.
Дошкольный возраст - это важнейшее время для формирования представлений о здоровом образе жизни. Именно в нем закладывается ядро личности.
У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам в жизни ребенка. Впервые о необходимости формирования основ здорового образа жизни у дошкольников заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности этого понятия в его сознании. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы». В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, психологии и экологии (О. С. Осадчук, А. Ф Аменд, и педагогики (В. Г. Алямовская, М. Лазарев, О. С Толстова и др).
В начале своей работы я провела первичную диагностику, с целью выявления знаний детей нашей группы о своем организме, о значении правильного питания и личной гигиене. Согласно результатам только 52% детей знают о принципах здорового образа жизни и стараются их соблюдать; 45 % - следят за опрятностью своего внешнего вида, к сожалению остальные делают это только после напоминания взрослого, и 68% наших воспитанников не нуждаются в помощи взрослого в одевании/ раздевании, выполнении гигиенических процедур, считают выполнение гигиенических процедур необходимостью.
Исходя из результатов диагностики, мною была сформулирована цель работы и поставлены задачи.
Начать свою работу я решила с обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам.
Оборудовала уголок здоровья, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, мешочки с песком для прямохождения, «ловишки», обручи. Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких изготовила игры и пособия для надувания: это снежинки, «воздушный футбол», трубочки для бульканья. Для массажа и укрепления мышц рук мячики с шипами, эспандер; изготовила из подсобного материала «дорожку здоровья».
Пополнила учебно-методическое обеспечение образовательного процесса : изготовила демонстрационный материал для фронтальных пособий, наглядно-дидактическое пособие «Изучая себя», пополнила иллюстративный материал. Оформила и оборудовала уголок сюжетно-ролевых игр на современную тематику: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи).
Изготовили дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное». Также и на участке нашей группы в любое время года имеется большое количество спортивного инвентаря, различные постройки из снега (зимой, способствующие развитию движений.
Все познавательные занятия по ЗОЖ я разделила по тематическим блокам. У каждого блока была своя цель.
1-й блок «В гостях у мой Додыра"
На занятиях мы с ребятами отправлялись в путешествие по городу «Чистоты и Порядка», обсуждали ситуации, требующие мытья рук. Обращала внимание детей на то, что в одних случаях руки следует мыть «до», а в других «после» определенных действий. Предлагаю посчитать и сказать, сколько раз в день мы моем руки в детском саду. Основные гигиенические правила, дети закрепляли, работая с алгоритмом мытья рук и чистки зубов. Во время приема пищи, обращаю внимание ребят на опрятность и соблюдение гигиенических правил, на осанку. Задаю вопросы:
Почему нельзя есть грязными руками?
Почему нельзя доедать что-то за другим человеком?
Можно ли есть и одновременно играть с животными?
Следующий тематический блок озаглавила «Как я устроен», направленный на развитие представлений о строении своего тела.
В него вошли познавательные занятия :
«Какие мы»
«Наша кожа»
«Для чего язык»
«Наши глаза»
«Дыхательная система»
«Здоровое сердце»
«Наше пищеварение»
Для закрепления знаний детей о частях тела на занятиях использую игры «Конструктор тела», «Путаница», «Покажи правильно». Так же использую художественное слово, веселую ритмичную музыку, под которую детям легче двигаться. Это дает возможность почувствовать свое тело, увидеть, как работают его части.
Познакомив детей со строением своего тела, формирую умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать, ему ритмично работать. Такому тематическому блоку я дала название «Если хочешь быть здоров». Чтобы у детей выработалось осознанное отношение к своему здоровью, использую различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультминутки, пальчиковую и дыхательную гимнастику, элементы самомассажа. А на занятиях использую игровые упражнения, например «Как выглядит здоровый человек?». Особенно нравится детям тема о том, как важно для здоровья заниматься спортом, они с удовольствием слушают рассказы о спортсменах, рассматривают альбомы, сами рисуют, сочиняют, играют (в подвижные игры включаю элементы спортивных игр).
Для закрепления полученных знаний на занятиях были организованы сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь», «Служба спасения».
В результате познавательных занятий «Витаминный калейдоскоп», «Полезные продукты» дети узнали, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, какие продукты считаются полезными, а какие вредными и почему. Полученные знания закреплялись на занятии по изобразительной деятельности «Рисование натюрморта» и в лепке овощей и фруктов. В работе использовала иллюстрированный материал, мультимедийные презентации.
На серии занятий «Делай все вовремя» рассматривали карточки иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Подводила детей к выводу о том, что соблюдать режим дня очень важно для здоровья. Ребята сами рисовали модели «Что мы делаем по режиму в детском саду?». Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовала ситуации – провокации.
Проводя «Уроки здоровья» на темы:«3ачем тебе глаза, уши и т. д. ?» я предлагала детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т. д.
На занятиях использовала дидактические игры «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.
В результате, дети самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем. После того, как я убеждалась в умении ребёнка называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, я переходила к следующему этапу.
Я помогала детям найти ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь шла о частях тела - руках, ногах, мы беседовали об их строении и функционировании, задавала вопросы: «А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?». Проводили такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях».
После того как дети на практике, убеждались в важности органов чувств и частей тела, я приступала к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводила с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить, по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук). Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом.
Следующий блок занятий «Уроки Неболейки», где рассказывала детям, что такое здоровье и что такое болезнь. Разрешали проблемные ситуации: «Если человек заболел гриппом, необходимо…». Предлагала рассмотреть карточки – иллюстрации, назвать ситуации опасные для здоровья и объяснить почему они опасны. Напоминаю, что следует заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Пополняла знания детей старшего возраста о работе врачей: педиатра, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья». Были проведены занятия : «К нам пришел Айболит», «Осторожно грипп», «Чтобы не было беды».
В заключительном тематическом блоке «Помоги себе сам» дети знакомились с правилами поведения при травмах. Предлагала проблемно-игровые ситуации, с целью научить оказывать элементарную первую помощь:
— Если я поцарапал руку, то…
— Если я промочил ноги, то…
— Если озябло лицо на морозе…
— Если перегрелся на солнце …
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка - дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Чтобы сделать родителей своими союзниками, я провожу беседы консультации, где родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, «Путешествие в страну целебных звуков» и др.). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.
Формы работы :
Анкетирование родителей
Оформление стендов :
Не хотим болеть (фотовыставка о том, как в группе осуществляется закаливание)
Выходные – всей семьей (фотовыставка)
Папка-передвижка «Из опыта семейного воспитания)
В любую погоду мы выходим на прогулку.
Вместе с тем, проведены консультации для родителей:
Необходимость формирования начальных представлений о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте
О правильном питании
Активный выходной
Вредные привычки
Поговорим о закаливании
Внимание – эпидемия
Также были проведены совместные развлечения с детьми и родителями:
Мы – спортивная семья (в спортивном зале)
День защитника Отечества (на улице)
Совместная работа показала, что родители заинтересованы в проведении мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Чтобы повысить эффективность обучения, к каждому занятию искала, что то интересное для детей, увлекательное, добивалась положительных эмоций. Для достижения этой цели разработала цикл занятий, подобрала иллюстративный материал, собрала картотеки игр к занятиям по темам, изготовила игровые пособия.
Планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, в которой ребенок выступает активным исследователем, способствовала нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности.
У детей сформировались представления о жизненной важности всех человеческих органов. Дети научились определять свое состояние и ощущения, знают, что полезно и что вредно для организма, понимают необходимость бережного отношения к нему. Дети знают, что такое здоровье и что такое болезнь, знакомы с требованиями безопасности.
Я наметила себе перспективы для дальнейшей работы по данному направлению.
Распространение педагогического опыта необходимая часть работы воспитателя. Поэтому свою работу в этом направлении я начала с показа открытого занятия. Далее мой опыт был представлен на педагогическом совете, а так же размещен на сайте.