Макаренко Лариса
«Ярмарка». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
на тему: «Ярмарка»
Провела: Макаренко Лариса Олеговна воспитатель высшей категории
Дети средней группы, количество 12 человек
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возраст детей, группа: 5-6 лет, старшая группа.
Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, познавательная
Формы организации: групповая.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русским
Традициям
Задачи:
1. образовательные: Уточнить представление о понятии ярмарка. Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведении ярмарочного гуляния. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти.
2. развивающие: Побуждать детей к активному общению. Учить играть вместе, дружно. Развивать слуховую память
3. воспитательные: Воспитывать любовь к русскому фольклору. Развивать патриотические чувства. Воспитывать чувство товарищества. Доставлять детям радость.
Предварительная работа. Чтение стишков про самовар, частушки о матрешках, прослушивание народных песен, игры в народные игры.
Материалы и оборудование. Разные виды деревянных расписных изделий: матрешки, деревянные ложки, деревянная посуда. Самовар, валенки, лапти, картинки разных самоваров, разрезные картинки матрешек, пряники, аудиозаписи
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуй маленький народ,
Здесь Вас ярмарка всех ждет!
Вас на ярмарку зову,
Все о ней я расскажу
- Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали! Глядите, да не говорите, что не видели! Вы только поглядите вокруг! Приезжают мастера на ярмарку и привозят свой самый лучший товар, что бы людей порадовать и денег заработать. Ярмарки бывают несколько раз в году, и там торгуют всем и понемногу.
- Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Что за праздник? Что случилось?
Просто ярмарка открылась!
Любит народ на ярмарке и на каруселях покататься. Садитесь, ребята на карусели.
Игра «Карусели»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание интереса к хороводным играм.
Содержание: Дети становятся в круг, держась за ленточки, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
Затем сменить направление и продолжить игру.
- Веселая ярмарка! Веселись народ!
- Балалайка звонкая, тульский самовар!
- Веселая ярмарка, а вовсе не базар!
- Приходите, примечайте, все, что нужно покупайте!
-У нас сегодня тоже ярмарка, а что на ней будет представлено, мы узнаем, когда отгадаем загадку.
(Все товары покрыты расписными платками. После того как дети отгадали загадку открываем товар.)
-А вот и первый наш товар.
Загадка
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальет. (Самовар.)
Появляется настоящий самовар. Рассматриваем его.
Беседа с показом картинок
- Раньше были такие самовары: внутри горели угольки, как в печке, из трубы дымок шёл, и водичка грелась.
-Я покажу вам ещё самовары на картинках.
-Потом появились самовары электрические. Есть старинный город Тула. Вот там-то и делали самовары. Значит, самовар, сделанный в Туле, какой? самовар? (тульский)
Игра «Какой»
- Самовар, сделанный в Туле, какой? (тульский)
-Каким ещё может быть самовар? Если его расписали, то он … (расписной)
-Если в самоваре горячая вода, то самовар… (горячий)
-Если самовар начистили, и он блестит, то самовар… (начищенный, блестящий)
-Если у самовара очень круглые бока, то самовар… (пузатый)
Воспитатель. Молодцы, ребята!
-А сейчас пришла пора отгадать второй товар.
Загадка
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая
В той ещё сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … (Матрёшки).
Беседа о матрешке
- Из чего сделаны Матрешки?
-Чем отличаются матрешки?
-Давайте рассмотрим их наряд.
-Какие краски использовал мастер. (Ответы детей.)
-Чем все матрешки похожи. (Ответы детей.)
-Давайте посчитаем, сколько сестричек спрятано в большой матрешке.
-Молодцы!
Красный шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может 5, а может 6.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрёшка.
Ах, матрешка, ты матрёшка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Игра «Собери матрешку»
-Молодцы!
Воспитатель -Вот очередь дошла и до третьего товара.
Загадка
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
На досуге веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка.)
Воспитатель. Беседа о ложках
-Вот она ложка. Из чего она сделана?
-А знаете ли вы, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. По тому как расписана была посуда можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красива, а у бедных — не расписана, а просто выточена из дерева.
-Ребята, а для чего нужны были ложки? А вот в загадке говорится о ложках-веселушках. Как вы думаете, что это? Я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарки славились не только товаром, но и весельем. (раздаются деревянные ложки под музыку они играют на них, девочки ведут перепляс.)
Игра на ложках
Воспитатель
-Хотите ещё узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке?
Загадка
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в садик,
Днём — домой. (Валенки.)
Беседа о валенках, лаптях
-А вы знаете почему валенки сильно греют ножки?
-Да, валенки делают из шерсти животных, овец. Свалять валенки очень трудоемко. Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из неё мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.
-Для какого времени года эта обувь?
-А вот вам другая загадка.
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идёт, клетки кладёт. (Лапти.)
-Как вы думаете, а эту обувь когда носили?
-А сейчас есть у нас такая обувь?
-Вы знаете из чего сделаны лапти?
-Со ствола дерева липки снимали кору или как говорили в народе «драли лыко» и плели лапти. Ещё лапти плели из бересты — березовая кора. Это были праздничные лапти.
Игра «Ручеек»
-А сейчас я предлагаю вам веселую народную игру «Ручеек».
Итог занятия
-Ребята вам понравилась наша ярмарка?
- Что вам понравилось на ярмарке?
-А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите чаще к нам.
Рады мы всегда гостям.
Воспитатель -На прощанье я приготовила для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?
Загадка
Очень ароматные,
Сладкие и мятные,
Сверху мы в глазурном глянце
Словно в радостном румянце. (пряники.)
Дети получают пряники и идут пить чай.