Дарья Орехова
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы
▼ Скачать
Статья на тему:
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы».
Аннотация: В статье представлена информация о формировании представления о здоровом образе жизни у детей старшей группы. О том насколько здоровый образ жизни способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, его психических и эстетических возможностей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, соблюдение режима дня, двигательная активность, гигиенические процедуры.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы можно обосновать так:
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей старшей группы определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Сохранение и укрепление здоровья детей является главнейшей задачей государства и общества. Для решения этой задачи, а также гармоничного развития ребенка посредством формирования представлений о здоровом образе жизни в условиях детского сада необходимо соответствующее выстраивание педагогического процесса, совместных усилий всего коллектива дошкольного образовательного учреждения, а также большая работа педагогов и воспитателей над собой.
Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы.
Новизна: разработана совокупность условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни и опытным путем подтверждена их результативность.
В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому немаловажно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования говорится о том, что в дошкольном учреждении необходимо создавать условия для всестороннего воспитания и развития ребенка. Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели:
- формирования культуры здоровья детей через решение следующих задач;
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
Проблемой воспитания культуры здорового образа жизни занимались такие ученые, педагоги как: Н. П. Абаскалова, О. И. Бочкарева, Т. Н. Дронова, И. И Капалыгина, А. Б Лагутин, Н. В. Нежина, Г. М. Соловьев, и др.
В своем методическом пособии Г. М. Соловьевым определено пять направлений воспитания основ здорового образа жизни : формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.
В методическом пособии О. И. Бочкаревой разработаны теоретические и практические материалы, помогающие организовывать работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей средней группы. Представленные материалы направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
В монографии Н. П. Абаскаловой содержатся материалы из опыта реализации здоровьеориентированных образовательных технологий в системе непрерывного образования. Основным содержанием монографии является метод проектов как универсальная форма реализации здоровьесберегающей педагогики в разных видах и типах образовательных учреждений. В монографию входит модель ресурсного центра, содействующего укреплению здоровья, как стратегии реализации федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников.
Но, вместе с тем, в системе дошкольного образования недостаточно разработаны организационно-содержательные и методические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы. Учитывая данный факт, а также общественную потребность в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни, данное исследование весьма актуально.
Практика показывает, что не всегда эффективно организуется работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы, как в детском саду, так и в семье.
Таким образом : здоровый образ жизни в нашем исследовании рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности.
Анализ вышеперечисленных условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что к основным условиям формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста правомерно отнести:
- наличие в ДОУ специальной обучающей программы;
- вооружение детей системой знаний о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №6245. - Москва: Российская газета. -2014. - Текст : непосредственный.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа-нию и организации режима работы дошкольных образовательных организа-ций : СанПин 2.4.1.2660-10. № 18267. - Москва : Минюст России, 2010. - Текст : электронный // Охрана труда [сайт]. - URL : https://www.tehdoc.ru/sanitary.htm (дата обращения : 01.12.2017)
3. Абаскалова, Н. П. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования : монография по проблеме сохранения здоровья / Н. П. Абаскалова. - Новосибирск : Сибпринт, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-94301-389-8. - Текст : непосредственный.
4. Бочкарева, О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. / О. И. Бочкарева. - Волгоград : Корифей, 2006. - 96 с. - ISBN 978-5-93312-765-9. - Текст : непосредственный.
5. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 7. -ISBN 978-5-0054-0297-4. - Текст : непосредственный.
6. Веракса, Н. Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва : Мозаика, 2016. - 368 с. - ISBN 978-5-43150-007-7. - Текст : непосредственный.
7. Дронова, Т. Н. Право на охрану здоровья / Т. Н Дронова // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 9. - С. 5-8. - Текст : непосредственный.
8. Ермакова, З. Н. На зарядку, малыши! / З. Н Ермакова. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 145 с. - ISBN 5-7855-0459-X. -Текст : непосредственный.
9. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. Москва: Медицина, 1989. 127 с. - ISBN 5-225-01627-8. -Текст : непосредственный.
10. Исаев, В. А. Физиологические аспекты здорового образа жизни : учебное пособие / В. А. Исаев. – Москва: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2016. - 95с. – 2731 - 6594. - URL : https://www.iprbookschop.ru/72632.htm.l Только для зарегистрированных пользователей, (дата обращения : 23.11.2018).
11. Капалыгина, И. И. Формирование навыков здорового образа жизни : педагогическая поддержка / И. И. Капалыгина // Проблемы воспитания. 2006. № 5. С. 1 -18. - ISBN 978-5-9571-3069-7. -Текст : непосредственный.
12. Кирсанова, Н. В. Двигательная активность на прогулке в зимний период / Н. В. Кирсанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №5. - С. 76. - Текст : непосредственный.
13. Кривошеина, И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / И. В. Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 2. С. 6-8. - Текст : непосредственный.
14. Лагутин, А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении / А. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №7. - С. 14. - Текст : непосредственный.
15. Маханева, М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка / М. Д. Маханева // Управление ДОУ. - 2005. - № 5.- С. 26. - Текст : непосредственный.
16. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4 - С. 14. - Текст : непосредственный.
17. Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни : учебное пособие / В. А. Пискунов, М. Р. Максиянова, Л. Л. Тупицина. – Электронные тестовые данные. – Москва: Прометей, 2017. – 100 с. – 1548-6327 - URL : https://www.iprbookschop.ru/15402.htm.l
18. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев – Ставрополь : СГУ, 2008. - 111 с. - ISBN 978-5-89237-192-6. -Текст : непосредственный.
19. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев - Москва : Медицина, 2018. - 272 с. - ISBN 5-225-00348-6. - Текст : непосредственный.
20. Терпугова, Е. А Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Терпугова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 254 с. - ISBN : 978-5-222-11150-5. - Текст : непосредственный.
21. Чечета, М. В. Психолого-педагогические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / М. В. Чечета // Фізічная культура і здароўе. 2004. № 2. С. 108 - 115. - Текст : непосредственный.
22. Шевеленко, Л. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Л. Шевеленко // Здаровы лад жыцця. 2007. №3. C. 34-37. - Текст : непосредственный.