Мария Нурбобоева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст выступает главной порой в становлении личности ребенка. В данном возрасте активно формируются разные способности, развиваются нравственные качества, складываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде возникает и улучшается основа здоровья и формирования физических качеств, нужных для положительного участия детей в разных формах двигательной активности, что обеспечивает положения для активного и направленного развития и становления психических функций и интеллектуальных умений дошкольника.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня перед дошкольными организациями стоит множество вопросов, оказывающих отрицательное воздействие на решение проблем сохранности и улучшения здоровья детей : слабость работы медико -психолого - педагогической службы дошкольной организации; плохая продуманность здоровьесберегающей деятельности дошкольной организации; нет необходимой материально-технической базы, которая отвечает здоровьесберегающим направлениям воспитательно-образовательного процесса.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровье, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека : трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Формирование умений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
- Привитие культурно-гигиенических умений.
- Обучение ухаживать за своим телом, навыкам оказания необходимой помощи.
- Развитие привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
- Формирование желания семьи (родителей) ребенка заниматься здоровым образом жизни
Дидактическая игра как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра - это сложное явление педагогики, которое выступает и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего формирования личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными организациями по всестороннему развитию воспитанников.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он считал, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры, которая легла в основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным предметам, разным разделам программы. Дидактические игры могут содержать несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).
Во время игры происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают большие изменения в психике. В играх старших дошкольников воспроизводится всё, что они видят вокруг в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности развиваются большинство положительных качеств ребенка, интерес и необходимость предстоящего учения, формируются познавательные навыки [10,176].
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и представлений в формировании здорового образа жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
Дидактическая игра помогает решать разные образовательные задачи в форме игры, которая наиболее доступна дошкольникам.
Дидактические игры - это вид игр с правилами, специально созданные воспитателем для воспитания и обучения детей. Данные игры нацелены на решение определенных задач обучения, а также в них происходит воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Они учат определённым навыкам, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.
Дидактические игры различны по своему содержанию, материалу, который используется в игре, игровым действиям, познавательной активности и имеют некоторую структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность вместе, определяют некий микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Производя руководство игрой, воспитатель формирует активное желание выполнять что-то, узнавать, искать, демонстрировать усилия и находить, увеличивать духовный мир детей. Всё помогает умственному и общему развитию. Для данной цели и нужны дидактические игры.
В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра : средством, формой, методом или видом деятельности.
Именно поэтому, большое внимание уделяется дидактической игре, которая способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые знания о здоровом образе жизни, осмысленное ценностное отношение ребенка к здоровью, умения, навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Таким образом, дидактические игры – одно из средств формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Дидактическая игра является важным фактором в развитии детей и средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на занятиях, так и вне их, может быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
Заключение
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников невозможно без развития знаний о том, что такое здоровый образ жизни. Старший дошкольный возраст выступает сенситивным для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети с детства должны иметь правильные представления о таких понятиях как: режим дня; режим сна; режим питания.
Выполнение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации происходит через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Огромную важность для формирования представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников оказывают дидактические игры.
Если дидактическая игра правильно организована, то она выступает средством формирования представления о личной гигиене, исполнения распорядка дня, и иных компонентов здорового образа жизни, т. е. формирование представлений о здоровом образе жизни будет успешно, если использовать дидактическую игру.