Лучший педагог года

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников

Светлана Волощук
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни

у детей-дошкольников"

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Публикация «Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников» размещена в разделах

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Профессионально подготовленный педагог, и просто взрослый ответственный человек не может спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Содержание образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС дошкольного образования направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно - гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Отмечены и планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленные в социальном портрете ребенка 7 лет: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни

Сегодня под здоровым образом жизни (далее ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача - привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества.

Проанализировав литературные источники по исследуемой проблеме, мы пришли к следующим выводам:

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Человек уже с детских лет нуждается в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает :

- знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своем физическом развитии.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Вот почему применение в работе с дошкольниками в детском саду знаний о здоровье и здоровом образе жизни может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

С целью изучения сформированности знаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительного отношения к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности, в нашем Учреждении была проведена диагностика (по методике С. В. Гурьева, состоящая из опросника для дошкольников и листа наблюдения за поведением дошкольников).

По результатам входной диагностики был выявлен большой процент детей с недостаточным уровнем сформированности ценности здорового образа жизни (36%). Данная группа детей характеризуется недостаточным представлением об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи взрослого при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не смогли правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.

В результате творческой группой педагогов детского сада была разработана и реализована программа по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни «Азбука здоровья»

Программа предполагает решение следующих задач:

1. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

2. Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу жизни.

3. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

4. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.

В программе предусмотрены разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, чтение художественной тематической литературы.

Следует отметить, что с большим интересом дети обыгрывают предложенные им игровые ситуации, и с помощью игры совместно вырабатываются алгоритмы поведения.

Очень важно при реализации программы «Азбука здоровья» было вовлечь родителей в оздоровительный процесс, заинтересовать их воспитывать в своих детях ЗОЖ. С этой целью были проведены родительские встречи и собрания : «Здоровье вашего ребёнка». «Азбука роста», «Хранение опасных предметов в доме», «Осторожно, грипп», «Витамины – наши друзья» и др.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Контрольный эксперимент позволили проследить динамику снижения недостаточного уровня сформированности ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе подтвердилось эффективность предлагаемой программы «Азбука здоровья», направленной на формирование у дошкольников старшего возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения воспитанников, а именно:

большинство детей имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, использовать ранее полученные знания;

у многих детей отмечается достаточно полные, точные, обобщенные и осознанные знания о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности.

Публикации по теме:

Конспект беседы «О здоровом образе жизни» Традиционно в апреле проходят дни здоровья. Проводятся различные мероприятия - беседы, развлечения, спортивные праздники и т. п. Предлагаю.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Праздник «Индиана» по формирование представления о здоровом образе жизни Праздник "Индиана" Цель: формирование представления о здоровом образе жизни. Задачи: - образовательная: выделить компоненты здоровья человека.

Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну»Сценарий театрализованного представления для детей о здоровом образе жизни «Сказка «Как овощи и фрукты вылечили царевну» Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Ход театрализованного представления Здравствуйте, ребята! Я хочу поговорить с вами.

Стенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группыСтенгазета «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» о здоровом образе жизни детей старшей группы Итогом образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшей группы о здорово образе жизни стала стенгазета «Я здоровым быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 10:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Волощук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД