Светлана Волощук
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни
у детей-дошкольников"
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Публикация «Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей-дошкольников» размещена в разделах
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Профессионально подготовленный педагог, и просто взрослый ответственный человек не может спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Содержание образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС дошкольного образования направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно - гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Отмечены и планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленные в социальном портрете ребенка 7 лет: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни
Сегодня под здоровым образом жизни (далее ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача - привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества.
Проанализировав литературные источники по исследуемой проблеме, мы пришли к следующим выводам:
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Человек уже с детских лет нуждается в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.
Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает :
- знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии.
В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Вот почему применение в работе с дошкольниками в детском саду знаний о здоровье и здоровом образе жизни может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
С целью изучения сформированности знаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительного отношения к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности, в нашем Учреждении была проведена диагностика (по методике С. В. Гурьева, состоящая из опросника для дошкольников и листа наблюдения за поведением дошкольников).
По результатам входной диагностики был выявлен большой процент детей с недостаточным уровнем сформированности ценности здорового образа жизни (36%). Данная группа детей характеризуется недостаточным представлением об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи взрослого при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не смогли правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.
В результате творческой группой педагогов детского сада была разработана и реализована программа по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни «Азбука здоровья»
Программа предполагает решение следующих задач:
1. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
2. Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу жизни.
3. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
4. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.
В программе предусмотрены разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, чтение художественной тематической литературы.
Следует отметить, что с большим интересом дети обыгрывают предложенные им игровые ситуации, и с помощью игры совместно вырабатываются алгоритмы поведения.
Очень важно при реализации программы «Азбука здоровья» было вовлечь родителей в оздоровительный процесс, заинтересовать их воспитывать в своих детях ЗОЖ. С этой целью были проведены родительские встречи и собрания : «Здоровье вашего ребёнка». «Азбука роста», «Хранение опасных предметов в доме», «Осторожно, грипп», «Витамины – наши друзья» и др.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Контрольный эксперимент позволили проследить динамику снижения недостаточного уровня сформированности ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе подтвердилось эффективность предлагаемой программы «Азбука здоровья», направленной на формирование у дошкольников старшего возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения воспитанников, а именно:
большинство детей имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, использовать ранее полученные знания;
у многих детей отмечается достаточно полные, точные, обобщенные и осознанные знания о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности.