Лучший педагог года

Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста

Арина
Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность исследования связана с тем, что уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием, и формирование в нем базовых математических понятий является одним из важных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Современные психолого-педагогические исследования доказали, что усвоение системы математических знаний дошкольниками оказывает качественное влияние на весь процесс психического развития и подготавливает к обучению в школе [3].

Целью исследования является описание научных воззрений на процесс формирования представлений о форме предметов у детей на основе анализа профильной литературы.

Философы античности стремились осмыслить понятие «форма». Аристотель трактовал «форму» как сущностную природу вещи, её определяющую характеристику, проявляющуюся во всех аспектах, включая фигуру и очертания. Форма, по его мнению, представляет собой то, благодаря чему предмет является именно тем, чем он является [4].

Процесс формирования представлений о форме происходит через мысленное воссоздание образов предметов и явлений на основе их восприятия [5]. В период раннего и дошкольного возраста у детей развиваются представления о форме, которые претерпевают качественные изменения по мере освоения обобщенных представлений о геометрических фигурах. Согласно концепциям А. Запорожца и Л. Венгера, геометрические фигуры рассматриваются как культурно принятые сенсорные эталоны, используемые для анализа окружающего мира и определения формы предметов и их частей [3].

Л. Венгер, А. Запорожец, А. Рузская и Н. Сакулина в рамках деятельностного подхода исследовали процесс развития восприятия у детей дошкольного возраста. Они утверждали, что основой восприятия являются перцептивные действия, которые обеспечивают исследование свойств объектов, их взаимоотношений и создание внутреннего образа или представления. Сенсорные эталоны, такие как геометрические фигуры, играют ключевую роль в ориентации при решении перцептивных задач [5].

Анализ научных воззрений на роль перцептивных действий в процессе восприятия позволил С. Ткаченко заключить, что перцептивные действия стимулируют развитие восприятия. Они способствуют созданию адекватного восприятия окружающего мира, выделяя и преобразуя сенсорную информацию. Восприятие ребёнка эволюционирует и совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями и их системами, что позволяет решать всё более сложные перцептивные задачи.

Начальный этап формирования перцептивных действий у детей младшего дошкольного возраста характеризуется активным использованием сенсорных эталонов, которые играют важную роль в развитии восприятия.

На следующем этапе возможно организовать восприятие предметов различных геометрических форм, таких как прямоугольники и квадраты. Основные свойства этих предметов, включая наличие углов и устойчивость, первоначально воспринимаются детьми как «некруглые» объекты, которые не катятся. По мере накопления опыта восприятия этих свойств детям предлагается сравнивать предметы с кубами и отмечать их сходство.

Хотя логически структурированная последовательность работы по развитию представлений о форме у детей демонстрирует определенную стройность, она не всегда согласуется с функционально-генетическими закономерностями формирования перцептивных действий у детей.

Восприятие формы объекта является сенсорной основой любой практической деятельности. Обучение восприятию и различению форм начинается с младшей группы детского сада, где дети учатся распознавать формы руками и глазами во время игровых занятий. В процессе таких игр дошкольники осваивают понятия геометрических фигур, их характеристик и взаимосвязей, что расширяет их визуальное восприятие и помогает им более точно и всесторонне воспринимать форму окружающих предметов. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию их производственной деятельности и повышению качества жизни.

Одной из важных задач является обучение детей сравнивать формы предметов с геометрическими фигурами. Ребенок должен развить способность видеть, какие геометрические фигуры или их комбинации соответствуют форме предмета. Это умение способствует более полному и целенаправленному восприятию объектов окружающего мира и их воспроизведению в таких видах деятельности, как рисование, лепка и аппликация. Успешное освоение геометрических фигур позволяет ребенку эффективно анализировать предметы, выделяя основные формы и детали, что способствует развитию их когнитивных способностей и творческого мышления.

Процесс сравнения формы объектов с геометрическими критериями проходит в два этапа. На первом этапе детям необходимо научиться давать устное определение формы предмета, используя непосредственное сравнение с геометрическими фигурами [9]. Это позволяет отделить модели геометрических фигур от реальных объектов, придав им значение эталона. В ходе упражнений и игр используются предметы с четко выраженной базовой формой без дополнительных деталей, такие как блюдца, обручи, круглые тарелки, носовые платки, листы бумаги, и коробки квадратной формы. В дальнейшем можно использовать фотографии, изображающие объекты с определенной формой.

На втором этапе дети учатся определять не только основную форму предмета, но и форму его деталей, таких как дом, машина, снеговик или петрушка. Игровые практики направлены на обучение детей визуально разделять предметы на части определенной формы и воспроизводить объекты по частям. Подобные упражнения с использованием разделенных фотографий, кубиков и мозаики лучше всего выполнять вне класса. Занятия по распознаванию геометрических фигур и определению формы различных предметов могут проводиться как в небольших группах, так и индивидуально.

Следующей задачей является обучение детей трансформированию различных форм для создания плоских геометрических фигур. Например, можно соединять квадраты из двух треугольников или прямоугольники из нескольких треугольников. Затем из двух или трех квадратов складываются новые формы, такие как треугольники, прямоугольники или маленькие квадраты[10].

Форма, как и любое математическое понятие, представляет собой важное свойство окружающих объектов, которое обобщенно отражается в геометрических фигурах. Геометрические фигуры служат критериями, по которым определяется форма объектов или их частей. Ознакомление детей с геометрическими фигурами следует проводить в двух направлениях: сенсорное восприятие геометрических фигур и развитие базовых математических понятий и геометрического мышления. Эти направления отличаются, так как овладение геометрическими фигурами с точки зрения сенсорной культуры отличается от работы по формированию ранних математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы переход к её логическому осознанию невозможен [5].

Аналитическое восприятие геометрических фигур способствует более точному восприятию детьми формы окружающих предметов, что, в свою очередь, помогает им воспроизводить объекты на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Путем анализа различных свойств структурных элементов геометрических фигур дети начинают понимать, что именно объединяет эти фигуры. Такие взаимосвязи и обобщения, доступные для детей, значительно повышают их умственное развитие. Это способствует развитию познавательной активности, формированию новых интересов, а также развитию внимания, наблюдательности, речи и мышления, включая его ключевые составляющие — анализ, синтез, обобщение и конкретизацию. Все эти навыки готовят детей к усвоению научных понятий в школьном обучении.

Таким образом, проанализировав научно-исследовательскую литературу по проблеме формирования представления у детей по форме предметов, можно сделать вывод, что каждый автор подходит индивидуально к изучению этой проблемы с детьми.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2024 в 11:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Арина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД