Получи документы

Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков

Екатерина Гончар
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков
▼ Скачать + Заказать документы

«Конструируя,

ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного

потенциала»

Ж. Пиаже

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является конструирование. Оно позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к детям- их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если нет конструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой. Но не каждый природный материал сможет заинтересовать ребенка и задержать его внимание до конца игры или занятия. И я нашла свой, нетрадиционный материал.

Публикация «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков» размещена в разделах

Это лед. Я расскажу, как этот, на первый взгляд, простой материал отразился на моем опыте работы с детьми.

Педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления : логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

И в нашем детском саду уделяется особое внимание конструктивной деятельности воспитанников. За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми современными конструкторами.

Ассортимент конструкторов учитывает возрастные характеристики воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших. Наши конструкторы, можно сказать, растут вместе с нашими детьми.

Организуя образовательный процесс с конструкторами разных размеров, отметила, что у воспитанников быстро угасал интерес к конструкторам с мелкими деталями. Они часто оставляли незавершенной задуманную постройку. Одна из причин – недостаточно развитая мелкая моторика рук.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».

Я задумалась: как соединить в педагогической деятельности работу по развитию мелкой моторики рук и формирование интереса к конструированию.

В педагогике существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Они подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе. Особый интерес вызвала нетрадиционная техника – конструирование из льда, а точнее, криоконструирование.

В привычном детском конструировании выделяются два типа : техническое и художественное.

В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Важным моментом в этом конструировании является формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, предположила, что формирование предпосылок инженерного мышления возможно в процессе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом.

Ведь в процессе криоконструирования решаются те же задачи, что в известных всем видах конструирования

Это и развитие основных логических операций : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация; и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. В криоконструировании решаются задачи развития элементарного логического мышления, воображения, внимания, памяти. Немаловажной задачей является привитие навыка коллективной работы.

В криоконструировании происходит развитие тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики, благодаря попеременному дозированному воздействию холода и тепла на кисти рук. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме. Организация игр не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовлю в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, придаю им цвет, разнообразную форму или просто помещаю «секретик» в замороженный кусочек льда.

Важно отметить, что эффективности педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук детей в конструктивных играх со льдом способствует целенаправленная и систематическая работа на основе перспективного планирования. Криоконструирование организую после регламентированной образовательной деятельности по конструированию. Цель: воспроизвести конструкции, освоенные накануне из других видов конструктивных материалов.

Например, конструирование из строительного материала «Как мы строили и ремонтировали дорожки» - конструирование-исследование «Какая дорожка будет прочнее – из снега или льда?». При этом стараюсь не давать детям однотипные задачи. Для этого создаю проблемные ситуации. Так, если накануне дети строили домики по чертежам в обычном расположении, то при конструировании из льда показываю детям перевернутый чертеж и прошу построить такой же домик.

Все игры со льдом условно разделила на 3 категории.

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков.

Выкладывание замков, построек из ледяных кубиков.

Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

«Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.

При строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции. Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст».

Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез).

Применяю лед в процессе подготовки к обучению грамоте. Предлагаю составить образ буквы из ледяных кубиков, нарисовать цветными льдинками различные предметы, которые начинаются с указанного звука, выложить столько кубиков льда на полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.

Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя снег.

Площадь участка и сам снег позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер. С помощью снежколепов лепим снежки для сооружения крепости, фигур животных, сказочных персонажей. Фигуры, замки делаем цветными, заливая их подкрашенной водой. В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды.

Важную роль в образовательном процессе занимает взаимодействие с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы, мастер-классы. Родители активно включились в наполнение развивающей среды формами для замораживания воды, создания снежных кирпичей. Для организации игр в выходные дни разработала буклеты, консультации, которые, для удобства родителей, разместила как в социальной сети нашей группы, так и в раздевалке.

Моя работа еще продолжается. У нас впереди учебный год.

Оценивая промежуточные результаты проведенной работы, могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников. У детей повысился интерес к деятельности с разными видами конструкторов, в том числе и с мелкими деталями. Они более успешно возводят постройки по образцу, схемам, словесной инструкции. Рассказы о постройках стали более развернутыми. Стали чаще проявлять навыки командного взаимодействия.

В завершении работы по данному направлению планирую достичь следующих результатов.

У моих выпускников будет развита крупная и мелкая моторика; сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности. Они будут самостоятельно анализировать конструкции, чертежи, схемы, договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.

Мой девиз «Чувствовать - познавать - творить», а итогом познания становится способность ребенка осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез. Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Игры со льдом и снегом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

Простою истиной страна живет который год.

Задача очень уж сложна, но инженерной мысли будет плод

Велик, и вспомним мы всех тех людей,

Что долго думали над ней:

«Мир проектируй, создавай,

Трудись не покладая рук.

Новинкой мысли удивляй,

Тогда, быть может, вдруг

Изменишь и себя, и мир вокруг!»

Занятия по криоконструированию проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, у детей сохраняется интерес до конца занятия.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков детей младшей группы» Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка (3 год жизни) ведется по нескольким направлениям: - формировать умения играть;.

«Формирование развития логического мышления у дошкольников как подготовка детей к школе» «Быть готовым к школе -не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л. А.

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Формирование логического мышления у дошкольников Дошкольное детство - первый период технологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы психологических.

Мастер –класс. Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников Мастер –класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании.

Мастер-класс «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе игровой деятельности» Цели: 1. вовлечение участников образовательного процесса в коллективную игровую творческую деятельность; 2. познакомить присутствующих с.

Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Перспективный план «Использование технологии критического развития мышления в формировании коммуникативных навыков детей» Данный перспективный план направлен на формирование и развитие информационной и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного.

План по самообразованию. Тема: «Формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности» Тема: Подготовка детей к учебной деятельности. Цель:. Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического.

Формирование экологического мышления младших дошкольников Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 13:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гончар (УИ 863381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД