Зиберова Татьяна Владимировна
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе дошкольного образования ключевыми задачами являются всестороннее физическое и психологическое развитие ребенка, нравственное воспитание, а также повышение мотивации к интеллектуальной активности.
Формирование функциональной грамотности является одним из приоритетных направлений процесса воспитания. Под ней понимается совокупность знаний и навыков, с помощью которых ребенок может выполнять бытовые задачи, взаимодействовать с обществом.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В педагогике дается схожее определение, однако, упор делается в контексте учебных дисциплин. Так, к компонентам функциональной грамотности относят умения писать, читать, считать, понимать явления природы, устанавливать взаимосвязи.
В ФГОС ДО определены цели и задачи, требования к программам образования и видам деятельности, которые реализуются в дошкольных учреждениях. Стоит сказать, что, придерживаясь критериев стандарта, формируются только предпосылки функциональной грамотности : понимание и осмысление обращенной и произнесенной речи, применение знаний и навыков в решении различного рода задач, проявление активной гражданской позиции.
Митрофан Васильевич Савченко, заслуженный учитель РСФСР, к компетенциям универсальной грамотности отнес коммуникативные навыки, креативность, критическое мышление, лидерские качества.
Наталья Валентиновна Винокурова, доцент, кандидат педагогических наук, с соавторами под предпосылками функциональной грамотности дошкольников понимают социальную ориентацию личности, ценностные ориентации, базовые знания и навыки по различным дисциплинам. С помощью этого можно оценить уровень повседневной деятельности, интегрированности в общество.
Доктор педагогических наук, профессор Лариса Михайловна Захарова среди предпосылок функциональной грамотности дошкольников выделяла познание свойств физических и химических объектов и явлений в окружающей среде, умения взаимодействовать с ней в зависимости от контекста, умений устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Отмечается, что эффективность формирования функциональной грамотности зависит от личностных качеств ребенка, условий воспитания дома, а также от интеграции предметов дошкольного образования и включения в данный процесс родителей (законных представителей). Некоторые авторы оценивают эффективность посредством заинтересованности и потребности ребенка в приобретении нового опыта.
Простыми словами функциональная грамотность — это умение применять в жизни полученные знания и навыки.
Основные составляющие функциональной грамотности это - математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Таким образом можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста создаются лишь основы функциональной грамотности, которые помогают им гармонично адаптироваться в повседневности, а также готовят его к приобретению новых знаний и навыков в более старшем возрасте.