Приложение МААМ

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

Зиберова Татьяна Владимировна
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В современной системе дошкольного образования ключевыми задачами являются всестороннее физическое и психологическое развитие ребенка, нравственное воспитание, а также повышение мотивации к интеллектуальной активности.

Формирование функциональной грамотности является одним из приоритетных направлений процесса воспитания. Под ней понимается совокупность знаний и навыков, с помощью которых ребенок может выполнять бытовые задачи, взаимодействовать с обществом.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников» размещена в разделах

В педагогике дается схожее определение, однако, упор делается в контексте учебных дисциплин. Так, к компонентам функциональной грамотности относят умения писать, читать, считать, понимать явления природы, устанавливать взаимосвязи.

В ФГОС ДО определены цели и задачи, требования к программам образования и видам деятельности, которые реализуются в дошкольных учреждениях. Стоит сказать, что, придерживаясь критериев стандарта, формируются только предпосылки функциональной грамотности : понимание и осмысление обращенной и произнесенной речи, применение знаний и навыков в решении различного рода задач, проявление активной гражданской позиции.

Митрофан Васильевич Савченко, заслуженный учитель РСФСР, к компетенциям универсальной грамотности отнес коммуникативные навыки, креативность, критическое мышление, лидерские качества.

Наталья Валентиновна Винокурова, доцент, кандидат педагогических наук, с соавторами под предпосылками функциональной грамотности дошкольников понимают социальную ориентацию личности, ценностные ориентации, базовые знания и навыки по различным дисциплинам. С помощью этого можно оценить уровень повседневной деятельности, интегрированности в общество.

Доктор педагогических наук, профессор Лариса Михайловна Захарова среди предпосылок функциональной грамотности дошкольников выделяла познание свойств физических и химических объектов и явлений в окружающей среде, умения взаимодействовать с ней в зависимости от контекста, умений устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Отмечается, что эффективность формирования функциональной грамотности зависит от личностных качеств ребенка, условий воспитания дома, а также от интеграции предметов дошкольного образования и включения в данный процесс родителей (законных представителей). Некоторые авторы оценивают эффективность посредством заинтересованности и потребности ребенка в приобретении нового опыта.

Простыми словами функциональная грамотность — это умение применять в жизни полученные знания и навыки.

Основные составляющие функциональной грамотности это - математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Таким образом можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста создаются лишь основы функциональной грамотности, которые помогают им гармонично адаптироваться в повседневности, а также готовят его к приобретению новых знаний и навыков в более старшем возрасте.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Опубликовано: 22 октября 2024 в 09:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Зиберова Татьяна Владимировна (УИ 1053771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД