Ахблек Шуриева
Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством квест-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время функциональная грамотность подрастающего поколения должно быть адаптированным к современной жизни. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований:
интеграции предметов системы дошкольного образования;
активном взаимодействии с родителями.
Актуальность: проблема стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством квест-технологии» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
На развитие функциональной грамотности дошкольника влияют следующие факторы:
содержание процесса воспитания;
формы и методы воспитания;
наличие дружелюбной среды в детском саду, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
активная роль родителей в процессе воспитания детей.
Детям в старшем дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, которая впоследствии помогает выпускнику детского сада приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Составляющими функциональной грамотности являются организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитательный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности, предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели, используются продуктивные формы групповой работы.
Педагогический коллектив нашего детского сада активно используют разнообразные инновационные технологии. Для формирования функциональной грамотности нами были изучены инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста и выбор, был оставлен на квест-технологии. Подробнее остановимся на приключенческих игровых квестах, так как они способствуют развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач и в ходе квест-игры интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
При подготовке квест – игры «Ключи от здоровья» были соблюдены основные условия:
Задания должны быть безопасными.
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
Оригинальность, подчиненность определенному сюжету;
Создание атмосферы игрового пространства
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
В приключенческой квест – игре «Ключи от здоровья» участникам необходимо было решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевали препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, (игра «Островок здоровья») воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу (эстафеты «Разбери полезные и вредные продукты питания», «Вместе выложим солнышко») так, как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки и выполнив задания. Каждая загадка или задание - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть активными, творческими, интеллектуальными - интеллектуальная игра «Ответь на вопрос», «Назови вид спорта», «Мудрые орешки» и т. д.
Чтобы быть максимально оригинальными, интересными подбираются, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.
В ходе проведения квест – игры «Ключи от здоровья» все дети активно включались в игру, исчезла скованность, напряжение, пассивность в поведении у стеснительных детей. Дети чаще стали проявлять инициативу, воображение, применять логическое мышление, начинали мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают сообща, самостоятельно без помощи взрослого.
Квест - технологии помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой формируются одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.
Задачи работы с родителями заключались в следующем:
познакомить с основами квест-технологии, ее особенностями и значимостью использования в работе с детьми дошкольного возраста;
привлечь родителей к образовательному процессу, включить их в совместную работу для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей.
В течение года максимально привлекали родителей к участию в организации и проведении квестов. Также было изучено влияние применения инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста через работу с коллегами, Интернет-ресурсы. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников. Первый шаг к достижению поставленной цели – это создание среды. При формировании РППС учитывалось, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т. к. предметно-развивающая среда является толчком для творческой активности в дошкольном возрасте.
В итоге с применением квест-технологии, были замечены определенные изменения :
дети активно включались в процесс квестов, стремились работать в команде и добиваться результата, доводить начатое дело до конца;
родители воспитанников также проявили интерес к изучению данной темы;
от правильной организации квест – технологии зависит повышение мотивации воспитанников в различных видах деятельности, а в дальнейшем успешность социализации в обществе.