Ольга Крючкова
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности»
Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности делится на три основных компонента:
Публикация «Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
1) Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний:
- Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинноследственные связи между естественно-научными явлениями и объектами.
- Умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
2) Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов:
- Владеет способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений в различных видах деятельности.
- Умение использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.
3) Способность применять методы естественнонаучного исследования
- Умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и определять адекватные методы для их решения.
- Умение следовать простому алгоритму в использовании методов.
- Способность сбора информации из разных источников о естественно-научных явлениях.
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность где выводы делает сам ребенок.
Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
В них размещены различные материалы для исследований:
• образцы песка, глины, чернозема;
• образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
• камни (галька, гравий, керамзит);
• медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
• семена огородных культур;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
• соль, сахар, лимонная кислота;
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
• разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);
• шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
• увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
• измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
• фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
• компас, бинокль;
• пилочки, наждачная бумага, пипетки;
• губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;
• микроскопы, глобус.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.