Наталия Сергеевна Салихова
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)- это один из тех педагогов, который непосредственно занимается развитием речи ребёнка, а следовательно формированием её грамотности. Воспитатель, на ряду с другими специалистами, осуществляет коррекцию речи детей, имеющей проблемы, которые мешают успешному приобщению к чтению. Ребенку, не умеющему правильно произносить звуки, при чтении кажется, что он произносит один звук, а на самом деле получается совсем другой. Это приводит к недопониманию, поэтому детям с речевыми нарушениями процесс обучения чтению дается сложнее.
Публикация «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каким образом проводится работа? Развитие фонематического слуха: воспитатель по заданию логопеда, а также самостоятельно использует в своей деятельности упражнения, способствующие его развитию. Ведь с помощью фонематического слуха мы различаем слова и формы слов, похожие по звучанию, способны правильно понимать смысл сказанного. Развитие данного слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму. Для этого мы используем в своей деятельности известные высказывания, описания, выражения из сказок и стихов (например: в некотором царстве, в некотором государстве.). Чередование созвучных слов в стихотворении развивает умение различать схожие по звучанию слова. Например: «Четыре черненьких чертенка чертили черными чернилами чертеж».
Некоторые из стихотворений можно заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Например, при работе над произношением звука «Ж», используя стихотворение «Жук и Жаба», слова автора хором повторяют за воспитателем дети.
Дети:
Жаба толстая сидит
И по сторонам глядит.
Ведь на ужин жук ей нужен,
Очень нужен жабе жук.
Жаба:
Вот жука бы увидать,
И скорей его поймать,
Ведь на ужин жук мне нужен,
Очень нужен жук на ужин.
Дети:
Вот жук летит,
Жужжит, жужжит.
Жук:
Я летаю и жужжу:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»
Надоело мне летать
Надоело мне жужжать,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Под ромашкой посижу».
Дети:
Жаба жука увидела,
Прыг, прыг – и поймала (затем роли могут поменяться).
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: регулярные специально подобранные упражнения помогают ребёнку избавиться от проблем, связанных с тонусом лицевых мышц и слабой мелкой моторикой. Всё это непосредственным образом влияет на развитие речи. Все упражнения сопровождаются стихами, специально подобранными приговорками. Каждому стихотворению подбирается подходящая группа движений, ассоциирующихся со словами. Например:
Апельсин (Л. В. Зубкова)
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
Варенье из заката (Лидия Слуцкая)
Вы кушали когда-то
Варенье из заката?
Сперва оно клубничное,
Ну а потом черничное.
Немного необычное,
Хотя на вкус отличное.
Такой чудесный ужин
Всегда для вас готов.
Сдуть не забудьте пенку
Из свежих облаков (упражнение «Вкусное варенье». Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта).
Музыкальная физкультминутка «Веселые гуси» (украинская народная песня) (дети поют и выполняют разные движения за педагогом)
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Плакала бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Где же мои гуси?».
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
Воспитатель групп для детей с ОНР постоянно оказывает поддержку детям, следит за правильным проговариванием звуков, занимается их автоматизацией. Когда у ребёнка получается соединять гласные звуки с согласными - он учится читать, со временем появляется осознанное чтение, ребёнок начинает понимать прочитанное. Пользуясь книгой, ребенок сначала учится находить знакомые буквы, слова, правильно обращаться с книгой, а затем и самостоятельно читать. На протяжении всего времени воспитатель помогает ребёнку, подпитывая его интерес к книжной культуре.
Комплексная работа всех специалистов дошкольного воспитания способна привить детям желание читать. Следовательно, дошкольники приобщаются к художественной литературе.
Ребёнок, усвоивший программу приобщения к книжной культуре в полном объеме, может: назвать имена писателей, отличить литературные жанры, способен пересказать сказку, сочинить рассказ, рассказать стихотворение, загадать загадку, назвать героев сказок и рассказов.
Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:
- повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
- создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
- помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.
От нас, взрослых, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять её в руки. Сможет ли он черпать из неё знания, которые человек копил на протяжении многих веков. Именно мы – воспитатели должны объяснить родителям, как важно приобщить ребёнка к чтению. Что нужно сделать, чтобы заинтересовать их по данному направлению. Именно воспитатель может помочь в ответе на вопрос: «Что читать?», «Когда читать?», «Что интересно детям?».
Совместная работа семьи и педагогов должна способствовать появлению юных читателей художественной литературы.