Ирина Сафронова
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Информация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.
«Под осанкой разумевают стройность, величавость, приличие и красоту»
В. И. ДальОсанка- привычное положение тела человека во время движения и покоя- формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры- «опорного корсета».
Публикация «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, Информация для родителей» размещена в разделах
Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина, кифотическую, выпрямленную (плоская спина, а также ассиметричную.
Нарушение осанки чаще всего возникает и прогрессирует в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)
Сколиоз (сколиотическая болезнь)- это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.
Большое влияние у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.
Позвоночник- одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции- опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и и сотрясений- обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.
Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного мозга, суставно- связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста, а к окончанию роста человека стабилизируется.
Осанка зависит от состояния нервно- мышечного аппарата и психики человека, от степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному мышечному напряжению, от эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно- тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.
Правильная осанка человека характеризуется
1. Прямым положением спины и позвоночника
2. Вертикальным расположением остистых отростков
3. Горизонтальным уровнем надплечий и углов лопаток
4. Равными треугольниками талии
5. Горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей
6. Симметричным положением ягодичных складок
7. Правильными физиологическими изгибами
8. Одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп. Но осанка дошкольника имеет несколько отличительных особенностей:
9. Голова немного наклонена вперед
10. Линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1- 2 см
11. Изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет и у мальчиков и у девочек, 22-25 градусов.
Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушения осанки является тестовая карта.
Тестовая карта для выявления нарушения осанки (по Г. Н. Сердюковской)Содержание вопроса Ответы
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью. Да Нет
Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично Да Нет
Выраженная деформация грудной клетки: грудь «сапожника», впалая, «куриная» Да Нет
Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника Да Нет
Сильное отставание лопаток- «крыловидные» лопатки Да Нет
Сильное отступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да Нет
Нарушение осей нижней конечности, О- и Х- образные ноги Да Нет
Неравенство треугольников талии Да Нет
Вальгусное положение пяток Да Нет
Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» Да Нет
Как оценить полученные результаты тестирования?
1. Нормальная осанка- при всех отрицательных ответах
2. Незначительные нарушения осанки- при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько).В данном случае необходимо наблюдение врача в дошкольном учреждении
3. Выраженная нарушения осанки- при положительных ответах на вопросы 1, 2, 8, 9, 4 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача- ортопеда.
Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.
Отклонения от правильной осанки называются нарушением, дефектом или пороком осанки. Функциональные нарушения опорно- двигательного аппарата устраняются путем под влиянием длительных (многолетних, регулярных занятий лечебной гимнастикой.
Нарушения осанки связано с функциональными изменениями опорно- двигательного аппарата, на фоне которых образуются порочные условно- рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается.
Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе,во время игры, во сне, врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушения в развитии осанки. Нарушение осанки со временем приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность ЦНС, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствиии появления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
Нарушение осанки начинается с изменения в верхних и нижних отделах туловища. Различают три степени этих нарушений.
1 степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
2 степень характеризуется увеличением количества симптомов, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении ил при подвешивании (за подмышечные впадины руками взрослого).
3 степень сочетанием нарушения осанки с начальными признаками сколиотической болезни.
Нарушение осанки отмечается в двух плоскостях сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид спереди).
В сагиттальной плоскости отмечают 5 видов искривления осанки:
1. Сутуловатость. Характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении поясничного лордоза. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
2. Круглая спина. Характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Голова наклонена вперед, ноги согнуты в коленях, отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц. Мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
3. Кругловогнутая спина. Характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза выше физиологической нормы. Голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед. Живот выступает вперед и свисает. Из- за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов. Колени максимально разогнуты, может наблюдаться рекурвация коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы растянуты и истонщены.
Данные нарушения осанки на фоне видимых косметических дефектов вызывают уменьшение экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижение жизненной емкости легких и физиологических резервов дыхания и кровообращения. Слабость мышц брюшного пресса приводит к дискенентическим расстройствам. При увеличенном грудном кифозе резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания- разгибания позвоночника.
4. Плоская спина. Характерно сглаживание всех физиологических изгибов, в большей степени грудного кифоза. Грудная клетка уплощена, лопатки отстают от грудной клетки («крыловидные» лопатки). Наклон таза уменьшен. Мышцы туловища гипотоничны. Данный вид нарушения осанки является следствием функциональной неполноценности мышц и чаще всего приводит к развитию сколиоза.
5. Плосковогнутая спина. Характерно уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота книзу.
Данные нарушения осанки приводят к ухудшении рессорной функции позвоночника, что в свою очередь, при движениях, вызывает микротравматизацию головного мозга, особенно в сочетании с плоскостопием. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли.
Также выделяют вялую осанку. Для нее характерно увеличение шейного лордоза и грудного кифоза, слегка опущенная вперед голова и сдвинутые плечи, запавшая грудная клетка, свисающий живот и отстающие лопатки. Причины формирования вялой осанки кроются в слабо развитой мышечной системе ребенка.
Для ассиметричной осанки (нарушения во фронтальной плоскости) характерно отклонение головы вправо или влево, плечи установлены на разной высоте, углы лопаток на разном уровне, отмечается неравенство треугольников талии, ассиметрия мышечного тонуса. В целом нарушено срединное положение туловища.
Профилактика и устранения нарушения осанки- процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. Они осуществляют контроль за навыками правильной осанки в быту и в различных видах деятельности.
Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно- двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно- двигательного аппарата ребенка, его возраста.