Светлана Тушкова
Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах с учетом действующей улично-дорожной сети микрорайона
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Главной целью педагогов является — формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Публикация «Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах с учетом действующей улично-дорожной сети микрорайона» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей с ОВЗ, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения строю на основе дидактических принципов:
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные ранее.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т. д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений правил дорожного движения.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: иллюстрированный материал, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке формирую и развиваю у учащихся:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятия, внимание, воображения, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте.
В силу своего возраста младшие школьники не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перебегают дорогу в неположенном месте, играют вблизи нее, идут на красный сигнал светофора и т. д.
Поэтому при организованных проводах учащихся домой постоянно обращаю внимание детей на освещение, погодные условия, состояние дороги. Зимой объясняюкаждому ребенку, что на скользкой дороге машина может заехать на тротуар, остановку маршрутного транспорта, в связи, с чем надо быть осторожным и внимательным, чтобы успеть вовремя уйти от опасности.
Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, его следует научить правильно ориентироваться и сформировать у него привычку всегда соблюдать Правила дорожного движения. При этом не следует запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Обращаю внимание родителей на одежду младших школьников. Капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухудшают слух, затрудняют повороты головы. Поэтому одежда должна быть удобной.
Свою работу по профилактике ДТП осуществляю в следующих направлениях:
1. В конце каждой учебной недели с учащимися проводится инструкта «МИНУТКА ПДД» - это кратковременное занятие (5-10 мин) - напоминание правил безопасного движения.
При проведении данной минутки безопасности повторяю с учащимися правила перехода улиц и дорог по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам, с учетом погодных условий, загруженности дорог транспортными средствами (час-пик). Для этого использую фото-слайды улично-дорожной сети микрорайона-школы и микрорайонов проживания отдельных учеников.
2. В режиме внеклассной работы с учащимися реализую следующие виды работ:
- беседы с учащимися по профилактике ПДД (Я – пешеход!», «Город дорожного движения»);
-игровые викторины «В стране Светофории», с привлечением сотрудников ОГИБДД;
- игры–конкурсы («Азбука пешехода»);
- конкурсы рисунков по ПДД;
-разработаны памятки безопасного поведения и соблюдение ПДД для родителей и учащихся;
-разбор безопасного маршрута «Дом-школа-дом» по изучению маршрута безопасного движения. Данный маршрут разрабатывается индивидуально, для каждого ученика. Схема маршрута позволяет наглядно простроить путь ребенка, закрепить знаки дорожного движения, встречающиеся на маршруте, выявить дорожные ловушки и опасные места, закрепить правила дорожного движения юного пешехода.
-проведение акции «Шагающий автобус». На этом практическом занятии рассматриваются все дорожные ловушки, поджидающие учащихся в микрорайоне школы, разбираются дорожные знаки, регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, рассматриваются варианты действий в случае неработоспособности регулируемых переходов. Акцию провожу в начале учебного года. С учащимися, нуждающимися в более тщательной работе, изучаю маршрут несколько раз.
К участию в акции приглашаю родителей. При работе с родителями помимо формирования у них самих навыков ситуационной транспортной культуры, обращаю их постоянное внимание на необходимость самоконтроля в присутствии ребенка. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных указаний. Поэтому нельзя допускать никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров на посторонние темы во время перехода, никаких движений наискосок, в стороне от перехода, на красный сигнал светофора.
Таким образом, систематическая целенаправленная деятельность формированию безопасного поведения на дорогах, знаний ПДД способствует овладению учащимися знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья.