Наталья Левина
Формирование познавательной деятельности детей через аппликацию
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.
Таким образом, мы можем выделить следующие задачи, решаемые на занятиях по аппликации :
Публикация «Формирование познавательной деятельности детей через аппликацию» размещена в разделах
Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (такие как кожа, бумага, солома, ткань и т. д., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.
Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. Так, во второй младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе происходит освоение приёмов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приёмы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой, использование нетрадиционных приёмов и разнообразного материала для осуществления новых умений, и достижения своего творческого замысла.
В нашей группе детям нравиться использовать в своих работах следующие материалы: манную крупу, для передачи нежности, бархатистости лепестков цветка, рыхлости снега; объёмность и выразительность бутонов передавали с помощью скрученной гофрированной бумаги, также используются приёмы обрывания, что помогает детям познакомится с таким видом искусства как мозаика; использование в работе семян растений (гороха, фасоли, риса, пшена) помогает детям освоить объёмность, цветовосприятие; из листьев создаются образы животных, некоторых явлений природы, что развивает детское воображение, раскрывает возможности использования материала с неожиданной стороны.
Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации и изобразительной, продуктивной деятельности у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира.