Светлана Коржавина
Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей 6- го года жизни посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
При введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важной задачей становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми. Эта задача может быть успешно решена посредством познавательно-исследовательской деятельности и организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей 6- го года жизни посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Федеральные государственные стандарты в системе дошкольного образования меняют требования к самому воспитателю,к методам воспитания и обучения дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как :
1. Уметь видеть проблему и ставить вопросы;
2. Уметь доказывать;
3. Делать выводы;
4. Высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Мы считаем, что именно исследовательский метод является одним из основных методов, который поможет дошкольнику решить эти задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям обучения и воспитания.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательной - исследовательской деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития личности ребенка.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.
Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится планировать работу, прогнозировать результат, наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Таким образом, развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности.
Объект исследования: познавательно- исследовательские умения детей 6 –го года жизни
Предмет исследования : экспериментирование как способ формирования познавательно- исследовательских умений у детей 6 –го года жизни.
Цель: теоретически обосновать и практически апробировать эффективность использования экспериментирования с песком как средства формирования познавательно- исследовательских умений у детей 6 –го года жизни.
Гипотеза - формирование познавательно-исследовательской деятельности детей шестого года жизни в процессе экспериментирования будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Отобрать содержание работы, включающее знакомство с объектами;
2. Создать поэтапную систему познавательно-исследовательской деятельности детей шестого года жизни;
Задачи : 1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме к экспериментирования, обосновать содержание и сущность процесса формирования познавательно- исследовательских умений у детей 6-го года жизни в экспериментировании.
2. Выявить особенности проявления познавательно- исследовательских умений детей 6-го года жизни в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни развития познавательно-исследовательских умений детей.
3. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование познавательно- исследовательских умений детей 6-го года жизни.
4. Определить эффективность представленных педагогических условий процесса формирования познавательно- исследовательских умений детей 6-го года жизни.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; наблюдение в воспитательно- образовательном процессе,педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Исследование проводилось в МБДОУ № 60 детский сад компенсирующего вида г. Сыктывкар с сентября 2017г. по апрель 2018г.
В исследовании приняли участие дети старшей группы № 5 «Детки конфетки» их родители.
Общий объем выборки составил 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 - до 6 лет, из которых 5 мальчиков и 5 девочек.
На этом этапе нами был изучен и подобран диагностический материал для выявления уровня развития интереса детей к исследовательской деятельности, выявления уровня сформированности познавательно- исследовательских навыков,
а также изучены особенности построения образовательной работы по формированию познавательно- исследовательских навыков. .
Для исследования предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей мы выбрали методику диагностики ИНТНРЕСА К ЭЕСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ! уровня овладения способами поисково – экспериментальной деятельности Л. Н. Прохоровой.
Методика «Выбор деятельности» предлагает ребенку выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности :
1. игровая;
2. детское экспериментирование
3. изобразительная деятельность;
4. конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксировали цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывали три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод определяли по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформлялись в таблицу. Приложение №
Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – конструирование (33 %)
2 место – игровой уголок (36%)
3 место - ИЗО деятельность (16%)
4 место – экспериментирование (15 %)
ДИАГРАММА!
Таким образом, мы видим, что только 15 % детей выбрали для деятельности уголок экспериментирования.
Эту методику уберите С помощью методики «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой мы исследовали предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляли степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагалось схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» по возрастной группе).
Ребенку предлагали осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагали повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксировались цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывали три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делали по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформлялись в таблицу. Приложение №
Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что дети предпочитают экспериментировать с водой, магнитами. Только 15 % детей решили выбрать песок.
Также при проведении данного эксперимента мы опирались на методику Савенкова А. И., из которой мы выделили показатели и критерии уровня сформированности познавательно- исследовательских умений детей.
ВЫВОД ПО ЭТОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ!
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что интерес детей к экспериментированию недостаточен, в основном дети предпочитают другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети испытывали трудности в построении гипотез, затруднялись в формулировании вопросов, вопросы однотипные, отсутствовали вопросы, направленные на поиск причин того или иного явления. Дети также испытывали затруднения в выражении своей точки зрения. Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Мы предполагаем, что причины этого кроются в стандартных рамках обучения на занятиях, когда детям предоставляется ограниченная возможность для самостоятельного поиска истин и причин, либо детям даются знания в готовом виде.
В рамках исследовательского эксперимента на первом этапе исследования нами был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы МБДОУ № 60, уголка экспериментальной деятельности. Нами было выявлено, что песок в уголке экспериментирования содержится в небольшом количестве, расположен недоступно для детей, требуется также проработать и дополнить содержимое уголка по теме нашего исследования.
Далее нами было проведено анкетирование родителей по теме исследования. Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.
Итак, анализ полученных ответов показал, что дети мало занимаются экспериментированием дома. Родители считают необходимыми условиями для совместно детско-родительского экспериментирования : оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.
Итак, анализ констатирующего эксперимента показал, что необходима формирующая работа по развитию познавательно- исследовательских умений у детей 6- го года жизни в процессе экспериментирования.
Результаты диагностики формирования познавательно- исследовательских умений детей на этапе констатирующего эксперимента послужили основой разработки формирующего этапа опытно- экспериментальной работы. Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач, нами были реализованы следующие выделенные педагогические условия формирования познавательно исследовательских умений детей 6-го года жизни :
- обогатить развивающую предметно- пространственную среду в аспекте исследовательской деятельности детей ;
- способствовать формированию познавательно- исследовательских умений детей через экспериментирование;
- осуществлять взаимодействие с родителями по формированию познавательно – исследовательских умений у детей 6 го года жизни.
На данном этапе мы определили содержание работы, методы и приемы, которые будут использоваться нами для приобщения детей к экспериментированию, подобрали необходимую предметно- развивающую среду, необходимый дидактический материал, художественное слово, материал для работы с родителями.
Экспериментальную работу запланировали в следующих направлениях:
1. Экспериментальная деятельность детей старшей группы в процессе совместной деятельности
2. Практическая деятельность детей в центрах экспериментирования
3. Продуктивная деятельность
4. Работа с родителями
В своей деятельности мы опирались на разделы программы «От рождения до школы» : «Познавательная деятельность», «Речевая деятельность», «Музыка», «Игровая деятельность», «Изобразительная деятельность», «Работа с родителями», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура»
Для успешной реализации задач, стоящих перед нами, мы определили следующие методы и приемы:
Словесные : диалог, указания, объяснение, беседа (уточняли и систематизировали новую информацию, использование художественного слова, вопросы, дискуссия, напоминания, рассказ (стремились создать яркие словесные образы, стимулирующие познавательную активность детей)
Наглядные: модели, схемы, дидактические пособия, игрушки, картинки, предметы, приборы, ИКТ, показ способов выполнения.
Практические : игры (сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, зарисовки в процессе выполнения опытов, наблюдений, экспериментов, изготовление различных макетов, моделей, схем, ведение дневников наблюдений, упражнения, труд в уголке природы, исследования, опыты.
Реализуя первое условие исследования, мы оформили центр экспериментирования опираясь на требования ФГОС. В соответствии с ними установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.
Уголок экспериментирования мы разместили возле окна вдали от места для подвижных игр и физкультурного уголка и оформили в виде научного центра. Материалы и приборы разместили на открытых полках таким образом, чтобы дети легко их могли достать. Вниманию детей были предложены самые разнообразные материалы по теме исследования : чистый песок, мел, глина, камни, ракушки и т. д. Сменяемость и наполняемость материала происходила по мере изучения. В уголке экспериментирования разместились : баночки, стаканчики (пластик, бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, ведерки, губки, тазики, ванночки и др. Разместили также правила безопасности для детей по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований, оформленные в виде настенного плаката, изучили их с детьми и проговаривали во время знакомства с уголком. Для того, чтобы определить название центра экспериментирования, мы привлекли детей, предложив им выбрать название из предложенных нами или придумать самим. Общими усилиями было определено название «Центр почемучки».
Далее мы оформили паспорт центра опытно- экспериментальной деятельности, где указали его название расположение, оснащенность, наполнение; прописали цели организации уголка, поставленные задачи, приложили описание игр-экспериментов, опытов, практических упражнений,приборы, дидактические материалы (схемы и алгоритмы опытов, модели экспериментов, энциклопедии, плакаты с информацией –картинками по ОБЖ, журналы наблюдений, картотеку опытов и экспериментов, которые можно проводить самостоятельно и совместно с педагогом.
Реализуя второе условие исследования мы провели работу в несколько этапов. Для этого мы разработали календарно-тематический план (ЕГО А ПРИЛОЖЕНИЕ! А затем обобщенно описать) и конспекты занятий по формированию познавательно- исследовательских умений у детей, разработали опыты, эксперименты.
На первом этапе мы провели вводное занятие – это была экскурсия в обновленный центр экспериментирования. После ознакомительной беседы мы провели опыты с песком «Знакомство со свойствами песка» с целью формировать умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Эксперименты с детьми мы планировали опираясь на исследования А. И. Ивановой,которая считает, что в каждом эксперименте нужно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Используя исследовательский метод в своей деятельности, мы опирались на опыт ребенка, на его развитие в ходе исследовательской, поисковой деятельности, не давая при этом детям готовых знаний. Технология исследовательской деятельности предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких- либо закономерностей, явлений, свойств.
Исходя из этого, мы создавали проблемные ситуации специально подводя детей к противоречию :«Как помочь жителям Африки?», «Как построить дом из песка, в которых дети использовали свой опыт, учились устанавливать причинно- следственные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. В повседневной жизни в стихийно возникающих ситуациях мы использовали также проблемные вопросы «А как ты считаешь?», «Почему ты сделал так, а не иначе?».
При организации занятий с детьми стремились избегать шаблонного начала занятий, старались подобрать интересный сюжет. примеры
В процессе своей работы мы использовали индивидуальный подход к детям, то есть строили свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и использовали эти особенности для составления заданий посильных и в то же время достаточно развивающих каждого из них. примеры
Опыты - одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно использовали в своей работе. Мы проводили опыты как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с большим интересом проводили опыты с объектами неживой природы: песком, водой, глиной, кинетическим песком. Мы старались минимизировать своё участие, чтоб дать детям возможность почувствовать свою причастность к открытиям. Приведем здесь некоторые опыты. На примере опытов с песком
1. Опыт : «Растворяется ли песок в воде?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что некоторые вещества в воде не растворяются.
Ход: насыпать песок в прозрачный стакан и размешать его ложкой. Вопросы: песок растворился? Тонет или плавает? Насыпать в стакан сахарный песок и размешать ложкой. Вопрос : растворился сахарный песок?
Вывод : смогли бы мы пить чай с сахарным песком, если бы он не растворялся в воде? Что было бы с речными берегами, если бы речной песок растворялся в воде?
Опыт 2 : 1. «Песочные часы» ; 2. Песок может сыпаться.
Цель: познакомить детей с песочными часами - 1 минута; как могут использоваться такие часы (варианты ответов детей);
Дать детям возможность ощутить длительность одной минуты, наблюдая за движением песка в песочных часах; предложить взять в ладонь чистый сухой песок и сыпать его размеренно не разжимая ладони, пока весь песок не высыплется. Вывод: песок может использоваться для измерения времени т. к. он может сыпаться определенное количество времени в определенных условиях.
Опыт 3 : «Можно ли песок заморозить?»
Цель: определить замерзает ли песок? Поместить сухой песок в ёмкость, а в другую мокрый песок. Выставить обе ёмкости на холод. Задать детям вопросы, предложить порассуждать, что произойдет с песком на холоде. Почему мокрый песок замерз, а сухой нет?
Вывод : мокрый песок замерз, т. к. замерзла содержащаяся в нем вода, а сухой песок остался рассыпчатым.
Игра – эксперимент : «Угостим гостей вкусной выпечкой»
Цель: сравнить «изделия» из песка и глины : прикладываемые усилия, прочность изделий; приобретение детьми коммуникативных навыков во время коллективных игр
Проводя опыт, побуждать детей высказываться, делать выводы. Например, из какого материала легче сделать более сложные изделия. Вывод : из глины изделия более прочные, чем из песка, они легче лепятся, есть возможность сделать более сложное изделие.
Для выявления уровня сформированности познавательно- исследовательских умений у детей был проведен контрольный этап эксперимента.
Цель контрольного эксперимента : определить уровень сформированности познавательно- исследовательских умений детей 6 го года жизни после проведения эксперимента.
Для повторного исследования предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей мы вновь опирались на методику диагностики уровня овладения способами поисково – экспериментальной деятельности Л. Н. Прохоровой.
Методика «Выбор деятельности»
Предпочтения детей распределились следующим образом:
Эксперимент показал, что дети стали активнее, проявляют увлеченность исследовательской деятельностью, у них устойчивый интерес у экспериментированию, присутствует желание искать способы решения возникающих проблем. В процессе занятий у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать выводы, обогатилась речь. Также дети научились работать в паре, сотрудничать друг с другом, улучшились взаимоотношения. Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении экспериментов, могут порассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования по теме: «Формирование познавательно- исследовательских умений детей 6 –го года жизни через экспериментирование с песком» мы пришли к следующим выводам:
1. под познавательно-исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными.
2. в старшем дошкольном возрасте взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
3. анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования :
- экспериментирование понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования в том, что формирование познавательно-исследовательской умений детей 6 –го года жизни в экспериментировании с песком будет эффективно, если создать поэтапную систему познавательно-исследовательской деятельности детей полностью подтвердилась.
Список литературы
1. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2009. – 336 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие /Сост. Л. М. Семенюк. – М. : Воронеж, 2009. – 304 с.
3. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.
4. Дусавицкий, А. К. Поисковая активность и адаптация / А. К. Дусавицкий. – М. : Росспэн, 2010. – 253 с.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. – М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 111 с.