Фирюзя Абдульмянова
Формирование понятий о производственных процессах у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
1 Слайд: Титульный лист: Выступление из опыта работы на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ»
2 Слайд:
Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра, так как только она включает в себя умение имитировать взаимосвязь человека с обществом, через сюжетную игру ребенок приобретает для себя социально важные навыки жизни в обществе.
Публикация «Формирование понятий о производственных процессах у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. Мы используем разные виды сюжетно – ролевых игр - это бытовые, общественные и производственные темы, в которых отражается труд людей.
3 Слайд
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ у дошкольников мы начинаем с рассмотрения взаимоотношений между человеком и природой, которая обеспечивает существование людей, ведь именно процесс превращения продуктов природы в продукты, необходимые человеку, и есть процесс производства. В результате у детей формируются понятия того, что в наше время производственные процессы осуществляются на предприятиях, каждое из которых выполняет свою роль. Одни добывают руду, вторые выплавляют из нее металлы, третьи делают из них определенные машины, четвертые на этих машинах изготавливают нужные человеку изделия. Для получения любой продукции на предприятии необходимо определенное взаимодействие людей и техники. Так именно через сюжетно-ролевую игру мы решили познакомить детей с различными видами производства.
4 Слайд:
Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является итогом какого-либо проекта. Так в процессе проектной деятельности мы вместе с детьми выполняем заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движемся к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми.
При подготовке к сюжетно-ролевой игре с использованием, проводится предварительная работа для обогащения содержания детской игры с использованием различных методов и приё мов: проводим наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; черпаем информацию из художественной литературы, энциклопедий, интернета; просматриваем различные видео и презентации; принимаем непосредственное участие в игре; вносим предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла; совместно выполняем с детьми постройки, показывая приёмы конструирования и другое.
Продуктом проекта становится самостоятельно развернутая детская сюжетно-ролевая игра. Вся информация, которая давалась нами в течении проектной деятельности, обеспечивает основное содержание игры. И чем больше узнавали дети, тем тщательнее готовились к игре и роли, которую брали на себя.
5 Слайд. Рассмотрим алгоритм проведения сюжетно-ролевых игр на примере «Фабрики по изготовлению валенок» и «Хлебозавода»
Во время реализации проекта по организации сюжетно-ролевой игры «Фабрика по изготовлению валенок» мы познакомили детей с историей удивительной обуви, старой и одновременно очень современной – валенками. Дети узнали, что валенки обычно делают из овечьей шерсти. Но есть также валенки из верблюжьей, козьей и даже собачей шерсти. Просмотрев различные познавательные видео и презентации, о процессе изготовления валенок, мы расширили знания детей, о таких профессиях как: валяльщик, прессовщик, чесальщик, отделочник, модельер, дизайнер, инженер конструктор; об этапах, предшествующих процессу изготовления валенок.
6 Слайд. Так, постепенно, дети начали строить оборудование для цехов по производству валенок, ребята сами придумали из конструктора и бросового материала оборудование для фабрики: конвейерную ленту - для сортировочного цеха, чесальную машину, пресс, машины для стирки шерсти и сушильный аппарат.
7 Слайд. При подготовке к сюжетно-ролевой игре «Хлебозавод» наши дети познакомились с трудом хлеборобов в настоящее время, с некоторыми особенностями выращивания хлеба. Провели беседу о труде рабочих. А так же мы организовали целевую экскурсию на кухню детского сада «Как пекут пирожки», где повар рассказала и показала детям, как готовятся вкусные булочки. Дети наблюдали замес теста, формирование булочек и процесс
выпекания. И виртуальную экскурсию на хлебозавод с просмотром фрагментов фильма о людях рабочих специальностей, здесь дети узнали, что хлебу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он попадёт на стол.
8 Слайд. Так дети переполненные эмоциями, предложили создать свой хлебозавод и из конструктора и бросового материала начали строить оборудование. Дети построили тестомесильную машину, печи, конвейерные ленты, сделали стеллажи, формы для выпечки, лотки под хлеб.
9 Слайд.
Дети самостоятельно раскладывают атрибуты игры, дополняют их по необходимости предметами –заместителями, распределяют роли.
На фабрику можно попасть только по пропускам!
- Архитекторы разрабатывают проекты, а дети в роли инженеров-технологов собирают из конструктора Лего, по схемам новое оборудование для цехов.
10 Слайд
- Дети в роли валяльщика, прессовщика, чесальщика занимаются процессом изготовления валенок, а оператор и корреспондент телеканала «ФТВ- Жигулевск» по очереди берут интервью у рабочих каждого цеха. Дети рассказывают о работе их цеха и показывают процесс валяния валенок.
Ребенок в роли модельера-конструктора по эскизам (трафарету) вырезает из бумаги лекала, а работники отделочной мастерской украшают, сшитые из фетра валеночки различными стразами, самоклеящимися камушками, наклейками.
11 Слайд
На нашем хлебозаводе работают:
директор- следит за работой на производстве, принимает на людей на работу, а так же принимает заказы на производство хлеба, рекламирует хлебные изделия;
технолог- контролирует и соблюдает качество выпускаемой продукции. придумывает новые рецепты выпечки хлеба
тестомес- контролирует работу тестомесильной машины.
пекарь- выпекает хлеб;
контролёр-сортировщик –сортирует готовые изделия, упаковывает, отправляет в торговые точки, созванивается с магазинами, детскими садами;
лаборант –проверяет качество готовой продукции;
водитель –привозит продукты, помогает разгружать машину;
продавец – раскладывает на прилавок хлеб, принимает продукцию, продаёт, рекламирует продукцию.
Наши дети играют дружно, сами разрешают проблемные ситуации, приносят новые идеи.
Мы постоянно придумываем игры, чтобы наши воспитанники знакомились с жизнью, которая кипит вокруг них.
Слайд 12,13,14
Также нами проводились такие сюжетно – ролевые игры на производственные темы, как: «Строительство нового микрорайона» и «Путешествие по железной дороге».
Сюжетно-ролевая игра важна для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Спасибо за внимание!