Екатерина Пшеничная
Формирование положительной «Я-концепции» у дошкольников через внедрение технологии «Звезда недели»
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни мы часто слышим выражения «Звезда спорта», «Звезда эстрады», «Звезда шоу-бизнеса».И все родители конечно хотят рассмотреть «звезду» и в своём ребёнке.
Все дети разные. И каждый ребенок – личность, личность со своими уникальными, неповторимыми способностями и возможностями. Ребенок в детском коллективе – это составная часть особой системы отношений, в которой возможно проявление или не проявление личностных особенностей, это определение и понимание собственного социального статуса. Одни – лидеры, часто активны, берут на себя инициативу, их видно всегда, другие – скромны, застенчивы, с низкой самооценкой, скорее готовы быть «в тени», чем взять на себя ведущие роли. Как увидеть каждого среди многих? Как маленькой личности почувствовать себя, узнать себя, проявить себя?
Темочки:
Одной из форм работы, направленной на осознание ребенком себя как личности, стала для меня реализация технологии «Звезда недели», данная технология направлена на формирование положительной «Я-концепции» у дошкольников.
Цель данной технологии : Раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребенка способствующих позитивным и доброжелательным отношениям между детьми в коллективе сверстников.
Внедряя данную технологию в образовательный процесс, я помогаю ребятам повысить самооценку личности каждого ребенка, снять зажатость, развиваю эмоциональную закрепощенность.
Сегодня я представлю вам опыт своей работы по данной технологии.
Ребенок в группе становится «звездой» на одну неделю. Что это значит?
Это значит, что внимание всю неделю направлено на конкретного ребенка. Ребенку предоставляется возможность быть в центре внимания, ощутить на себе интерес всех детей и педагогов, пройти испытание «вниманием» окружающих к своей персоне. Каждый ребенок проходит через этот статус.
Внедрение данной технологии в группе мы начали с проведения родительского собрания, где рассказали родителям об этой технологии и их возможном участии.
Затем выбрали место и расположили стенд «Звезда недели». В нашей группе стенд располагается на видном и доступном месте для детей и родителей – в приемной.
На стенде размещается информация о ребенке и его семье. Эта информация может быть разной, она зависит от желания, предпочтений детей, родителей. Это могут быть: фотогазета, нарисованные рисунки, фотографии, подделки, любимые игрушки, любимые книги, альбомы, журналы, предметы коллекции, папки с рисунками, грамоты. Стенд «Звезда недели» оформляют родители и ребенок будущая звезда, а также дети группы. Они располагают на стенде для «Звезды недели» сделанные подарки, рисунки, пожелания.
Для «Звезды недели», мы совместно с детьми придумали атрибуты: корона, накидка, нагрудный знак, украшенный стул.
Как стать звездой?
В своей практике я использую список детей группы по алфавиту. На стенде вывесила список детей с фотографиями и указанием номера недели, чтоб была возможность подготовиться и настроиться на «Звезду недели». После того как ребенок побывал «звездой» на против его фотографии приклеиваем «смайлик», для того чтобы дети могли наглядно видеть, кто побывал «Звездой», а кому это еще предстоит.
Можно при выборе «Звезды недели» опираться на дни рождения детей или использовать прием «случайного выбора». Главное соблюсти обязательное условие: «Звездой недели» должен побыть каждый ребенок.
Какие обязанности и привилегии «Звезды недели»?
В нашей группе «Звезда недели» начинает свою деятельность с пятницы. Вечером в пятницу на вечернем круге, мы обсуждаем, кто будет «звездой», это сделано для того, чтобы за выходные дни родители с ребенком могли приготовить интересную презентацию на стенд.
В течение всей недели демонстрирует свои возможности, таланты (что умеет, что хорошо получается, приносит игрушки и игры из дома, фотоальбомы, показывает и обучает детей своим любимым играм, проводит мастер-классы. Устраивает персональные выставки (по желанию). Поет, танцует, знакомит с тем видом спорта, которым занимается, демонстрирует свои достижения (медали, кубки, грамоты).
Ежедневно на утреннем круге спрашиваем «Звезду недели», чем она хочет заниматься, учитываем ее пожелания и предпочтения, предлагаем быть ведущим в играх. В спорных вопросах спрашиваем совет, в сончас просим помочь укрыть детей одеялом, спрашиваем какую любимую сказку рассказать перед сном. Ставим в строю первой, при выходе на прогулку звезда держит двери, выпуская детей. Дети группы с пониманием относятся к этому, потому что знают, что все будут в этой роли.
Но есть еще и специальные мероприятия, которые готовит «Звезда недели» совместно с родителями, они тоже распределены в течение недели :
Понедельник
«Вот я какой»
В понедельник «звезда» совместно с родителями или самостоятельно оформляет уголок «Звезды недели», а затем на утреннем круге рассказывает о себе, своей семье, если есть, то и о домашних животных. О том, что любит, чем интересуется, занимается, где побывал вместе с родителями. В представлении могут участвовать члены семьи, использоваться презентации.
Вторник
«Игровой»
Ребенок приносит любимую игрушку, игру и рассказывает о ней.
Знакомит детей в группе с любимой игрой.
Играет в любимые игры, берет на себя (по желанию) роль ведущего.
Среда
Познавательно-развивающий.
«Звезда недели» рассказывает детям о своем хобби, что ему интересно, о чем хотел бы рассказать, какими впечатлениями поделиться.
Приносит книги, энциклопедии познавательного характера, предметы, коллекции.
Спортивные достижения.
Исследовательская деятельность (ребенок проводит опыты)
Рисунки, поделки.
Четверг
Художественно-творческий.
«Звезда недели» готовит и показывает мастер-класс. Дети делают подарки и сувениры для «Звезды недели».
«Звезда» может устроить поэтический вечер и почитать наизусть стихи или показать театр, устроить персональную выставку и рассказать о ней. То есть, представить свои возможности, что ребенок может, что хорошо ему хорошо удается.
Пятница
В этот день подводим итоги прошедшей недели, делимся впечатлениями, проводим коммуникативные игры – пожелания, игры-благодарности. Дети дарят подарки «Звезде недели» с пожеланиями и добрыми словами на память.
Коммуникативные игры.
«Какие приятные слова ты хотел бы сказать» …
«Что хотел бы подарить, пожелать»,
«Я благодарю Нелю за…»
«Что интересного узнал от…»
В конце года, когда все дети группы побывают в качестве «Звезды» - мы запланировали мероприятия:
-Выставка художников нашей группы для детей нашего детского сада.
- Выставка именных фотогазет.
- Концерт «Минута славы», составленный из индивидуальных номеров детей.
- Видеоотчёт-слайд шоу «Наши звезды».
Данная технология уже приносит свои плоды. На родительском собрании родители высказали свое мнение о данной технологии, отметили, что дети стали намного ответственнее, собраннее, появились новые интересы, дети стали дружными, научились общаться друг с другом, а ведь это только начало.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям всегда привлекает к себе внимание педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку.
Я считаю, что воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность. С обязательным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, принятие индивидуальных образовательных потребностей ребенка, оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.